БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

О! Засланец!


Добрались до меня фрагменты статьи. Вот чем-то с самого начала мне этот Хуснутдинов не нравился. [А ты, Андрюша, ещё за него воевал и претерпевал различные трудности... - Это предложение - аберрация моей памяти и к теме сообщения отношения не имеет. Андрей, извини гада! - БВИ.] Ишь, какой засланец из мэйнстрима выискался?

Хуснутдинов А. В черной дыре фантастики // Лит. газ. (М.). – 2004. – 9-15 июня (№ 23 (5975)). – С.25.

Любитель-одиночка, промышляющий на территории того, что по недоразумению принято называть литературным мейнстримом, я поставил на русской фантастике жирный крест ещё после выхода последней книги братьев Стругацких (роман «Отягощённые злом»). Всё бы ничего, если бы и в «датском королевстве» (в мейнстриме то есть) не установился мёртвый штиль. В этих условиях мне пришлось тайком наведываться на отрезанные фантастические территории.

Что же обнаружилось? Обнаружилось то, чего мне так не хватало в родной «дании»: накал страстей в фэндоме (самоназвание околофантастической публики) таков, что драка здесь скорее норма, чем исключение. Hынешней русской фантастике совершенно не нужен внешний раздражитель, она сама и раздражитель, и транквилизатор. У каждого более-менее заметного автора тут имеется личный сайт, завзятые поклонники и недоброжелатели. Время читательского либо критического отклика, составляющее для литературы мейнстрима зачастую не один месяц, в фантастике составляет считанные минуты. Да, пожалуй, основное типологическое различие между фантастикой и мейнстримом в том, что околофантастическое пространство непрерывно цифруется, находится в состоянии постоянного брожения и конвергенции, а значит, более мобильно и устойчиво. Hо только это устойчивость раскрученного волчка. Если в один прекрасный день прикажут долго жить фантастические конвенты, закроются фантастические форумы, а на гостевых сайтах фантастических «звёзд» появятся амбарные замки, в одночасье могут погаснуть и сами «звёзды». Уточню: если вычесть из мейнстрима Интернет, то мейнстрим по большому счёту этого не заметит, а если вычесть Интернет из современной фантастики, то тут всё или почти всё придётся начинать с чистого листа. Помните, с чего начиналось? КЛФ, аэлиты, малеевки, фэнзины – помните? Так вот с этого всего и придётся.

С тех времён, когда перестали печататься братья Стругацкие, фантастика трансформировалась в настолько специализированную, замкнутую отрасль беллетристики, что пытаться поверять её алгеброй мейнстрима было бы примерно то же самое, что оценивать открытия квантовой механики, используя инструментарий механики ньютоновской. Астрономы утверждают, что погружающийся в чёрную дыру космонавт никогда не погрузится в неё с точки зрения стороннего наблюдателя. С точки зрения стороннего наблюдателя космонавт будет бесконечно приближаться к поверхности дыры, к так называемому горизонту события, пока совсем не зависнет в его окрестностях. Однако путь из евклидова пространства внутрь чёрной дыры для самого космонавта оказывается конечным – никаких замедлений, зависаний и прочих зеноновых «зверств». Мне думается, что подобными релятивистскими методиками сегодня только и могут быть описаны отношения мейнстрима с фантастикой. Я, уж простите, тот самый сторонний наблюдатель, пускай и сочувствующий. Вещи, происходящие за горизонтом события моего восприятия фантастики, в закрытых для меня её областях – например, чудовищные с точки зрения русского литературного языка тексты, издающиеся тем не менее по-русски конвенты, сплавляющие заживо писателей с почитателями и заглазно постулирующие эти самые чудовищные тексты в качестве приемлемых и даже премируемых – мне недоступны и неинтересны. Подобные литературные игрища, по-моему, и с фантастикой-то уже соотносятся на уровне видовых манифестаций. Тут впору озаботиться более адекватной терминологией. Как вам, скажем, «фэндомастика»? Hет, в самом-то деле: может ли фантастическая идея оправдывать стилистически несостоятельный текст?

/.../
Subscribe

  • Портрет Лема

    В 1988 году журнал "Студенческий мериадан" опубликовал статью Збигнева Бидаковского "Гулливер в галактике" о творчестве Лема. Статью предварял…

  • Вера и знание

    Разграничить области веры и научного знания не так уж легко, но возможно. По-видимому, вера предшествовала знанию, хотя то и другое зародилось…

  • 1980-е годы

    Удивительно, но почти не встречаются фотографии Лема 1980-х годов. Эльжбета Лемпп фотографировала Лема и позже, в 1990-е годы, а из 1980-х только…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments

  • Портрет Лема

    В 1988 году журнал "Студенческий мериадан" опубликовал статью Збигнева Бидаковского "Гулливер в галактике" о творчестве Лема. Статью предварял…

  • Вера и знание

    Разграничить области веры и научного знания не так уж легко, но возможно. По-видимому, вера предшествовала знанию, хотя то и другое зародилось…

  • 1980-е годы

    Удивительно, но почти не встречаются фотографии Лема 1980-х годов. Эльжбета Лемпп фотографировала Лема и позже, в 1990-е годы, а из 1980-х только…