Наткнулся недавно в сети на некое конспирологическое исследование, кое и вызвало ощущение, вынесенное в заголовок. Не хочу это исследование пиарить, поэтому никаких ссылок не буду давать. Кто захочет, легко сможет его найти по некоторым ключевым словам. Здесь же я попытаюсь изложить суть и логику этого исследования, как я его понимаю.
Итак, некий любитель творчества Николая Степановича Гумилёва обнаруживает, что в 1922 году в журнале «Сибирские огни» некто В.И. позволил себе опубликовать короткую рецензию на посмертный сборник стихов поэта.
В книге, где обнаружилась перепечатка этой рецензии, инициалы расшифровывались как «Вивиан Итин». Однако нашему исследователю это имя ничего не говорило, и он отважно занялся поисками настоящего автора.
Прежде всего, его осенила гениальная догадка: был в те времена человек, который подписывал свои труды псевдонимом «В.Ильин». Похоже, не правда ли? (В скобках замечу, что этот же человек действительно активно использовал псевдоним «В.И.», о чём наш исследователь не упоминает, но в «Словаре псевдонимов» И.Ф.Масанова перечислено несколько десятков таких публикаций.)
Но зачем Ильину – то есть В.И.Ленину-Ульянову – печатать такую рецензию на Гумилёва в каком-то сибирском журнале? Ведь известно, что на просьбу Луначарского освободить Гумилёва Ленин ответил: «Мы не можем целовать руку, поднятую против нас!»
О, вы даже не подозреваете всего иезуитского коварства вождя мирового пролетариата! Оказывается, слова из рецензии: «Значение Гумилева и его влияние на современников огромно. Его смерть и для революционной России остается глубокой трагедией» следует понимать так: «Поэтому правильно, что его расстреляли!». А значит, эта рецензия была толстым намёком, тайным знаком всем гнилым интеллигентам, что и их ожидает участь Гумилёва.
Дело Оруэлла живёт и процветает.
Но слушайте дальше. Проходит некоторое время, и наш исследователь обнаруживает, что человек под именем «Вивиан Итин» существовал на самом деле, активно сотрудничал с журналом «Сибирские огни» и даже был его редактором. И в этом самом журнале опубликовал несколько десятков рецензий под своими инициалами «В.И.». Нашёл этот знаток и мой сайт «Архив БВИ», на котором есть страничка, посвящённая Вивиану Азарьевичу.
Казалось бы, надо пойти на попятную, признать, что немножко осрамился, принести свои извинения. Но не так поступают настоящие искатели! А главное, идея такая красивая. И с упорством, достойным лучшего применения, исследователь начинает все новые факты подгонять под свою гипотезу. А если факты не подгоняются, то им же хуже! Али мы слабже Прокруста?
[Не гнушается сей исследователь и мелкого вранья. Например, пишет: на сайте bvi.rusf.ru «усматривают в его стихах четвёртое измерение»). И приводит в доказательство строки из стиховторения В.Итина:
Сдвинулись и помчались –
(Вот оно: четвертое измерение!)...
Но это ведь не автор сайта приписывает стихам Итина четвёртое измерение, это сам Итин, который не чужд фантастике, использует такое выражение.
Или, к примеру, пару раз наш изыскатель ехидно замечает, что дочь Вивиана Итина приводит цитату из рецензии отца «с передёргиваниями». Хотя легко убедиться, что цитата дана правильно. Видимо, под «передёргиванием» имеется в виду тот факт, что Лариса Вивиановна не делает из этой цитаты «правильные выводы», до которых дошёл исследователь.
Впрочем, это уже мелочи.]
Дальнейшие изыскания сего знатока не так интересны и, скорее, предсказуемы. Одержимый манией поиска всё новых публикаций советского вождя, он находит всё в тех же «Сибирских огнях» рецензию, подписанную инициалами «И.С.». Понятно, да?
У того же Масанова примерно в те же времена использовали псевдоним «В.И.» тридцать человек, а псевдоним «И.С.» – 58 человек. Представляете, какое поле разворачивается для пытливого срывателя всех и всяческих масок?