БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Categories:

БУНТ ПРОТИВ ПОКОЯ


Очень трогательное письмо пришло из Свердловска. Тамошний студенческий театр ПИЛИГРИМ поставил в прошлом году ХВВ под названием «Слег!». Пишет режиссер. Присылает вырезку-рецензию из местной комсгазетки (похвальную) и кучу фото с генеральной репетиции. Рассказывает кое-что о постановке. Мне понравилось, что у них зал был практически соединен со сценой. Зал – Земля, сцена – Город Дураков. Граница – забор, изрисованный надписями (в т.ч. «слег»). Желающие могли подняться из зала на сцену (зрители – туристы) и выпить в баре прохладительного – бесплатно, как и все в Городе. Он пишет, что поставили премьеру весной, хотели возобновить осенью, так хрен-с! Не разрешили.

Письмо Бориса брату, 24 июля 1973


БУНТ ПРОТИВ ПОКОЯ

Впечатления о студенческом спектакле

Это спектакль о том времени, когда в космосе назрела необходимость устанавливать правила движения; когда давно отбушевала последняя война на планете; когда мир достиг изобилия и на большей части земного шара процветает хорошо организованное, разумное, высоконравственное общество.

Город Зет, один из последних островков капитализма, – словно ком грязи, налипший на движущееся колесо истории. Весь цивилизованный мир всматривается в эту болячку, пытаясь понять, что за процессы в ней происходят. Здесь – тоже изобилие, но безмятежное, сытое, бездумное...

Спектакль сделан по книге А. и Б. Стругацких «Хищные вещи века». Поставил его студенческий театр «Пилигрим» Уральского государственного университета, режиссер – В.Журавлев. Он же и перевел фантастическую повесть на язык театра и сделал это логично, последовательно, сохранив ярко обнаженную идею повести, приведя все динамические рычаги сюжета в действие на сцене.

Итак, мир без забот – на примере города Зет, где продукты почти бесплатны, где люди свободны и, казалось бы, – должны быть счастливы. Но нет ни минуты покоя в этом «успокоившемся» мире, и не «райские», а мрачные, даже жуткие сцены наблюдают зрители, которым рассказывают о жизни в городе Зет. Сытые, беспечные люди – за них все делают машины, они окружены всевозможными благами – ищут выход своей энергии, ищут встряску своим нервам. Ежедневно кто-нибудь кончает жизнь самоубийством, умирает загадочной смертью, наступившей в результате истощения нервной системы.

Демоны наслаждений, развлечений, удовольствий бесчинствуют вовсю: «дрожка», «слег»... Жестокие, хищные вещи века, по сравнению с которыми алкоголизм и наркомания представляются детской игрой в чехарду.

Показать эту психическую атаку на сцене необычайно трудно. В спеектакле сцена «дрожки», когда толпа на площади, подстрекаемая светом прожекторов и какофонией, разносимой усилителями, ритмично раскаичвается в такт невообразимой музыке, сделана выразительно и впечатляюще. Столь же ярка сцена стрельбы, когда двое с завязанными глазами охотятся друг за другом. Эпизод прыжков через провод с током высокого напряжения, которыми толпа пытается «пощекотать себе нервы». И это надо отнести к достоинствам режиссерского решения. Присутствие же в спектакле жаргонного «слега» и его ультразловещее звучание может быть обусловлено исключительно актерской игрой, но как раз эта сторона спектакля во многом проигрывает, здесь еще требуется поработать.

К чести «Пилигрима» надо сказать, что эти сцены не акцентируются сами по себе – это всего лишь иллюстрация к общей картине гипотрофии духа, разъедающей Зет. В пьесе достаточно сохранена словесная канва, чтобы оговорить и объяснить причины, порождающие потребность в «дрожке» и прочих способах воздействия на нервные центры, и даже неизбежность их появления. Ведь все, что происходит с жителями фантастического города Зет, далеко не безобидно, хотя речь вроде бы идет о таких неотъемлемых от человеческого бытия вещах, как удовольствие, наслаждение. Увеличенная во сто крат потребность в них обсуловливается бесцельностью существования, бездумностью и тем самым покоем – социальным и персональным, – который выдается за свободу и всеобщее счастье.

Вот Римайер (В.Танков), бывший агент разведки, попавший в капкан соблазнов, – больной, издерганный, бесполезный человек. Продавец, предлагающий «в нагрузку» к японскому костюму книги Булгакова, к джинсам – Камю, которых никто не читает и не берет. Вузи (Т.Филиппова), с отвращением произнощая слово «читать». Вот Рыбарь (С.Гаврилов), он еще оставляет себе сомнения, но не в силах противиться раздражителям, уже близок к психическому расстройству. Сам главный герой Иван Жилин (А.Санатин) – он выполнил задание центра, но на собственном опыте убедился в неотвратимом действии «хищных вещей века» и потому ещё более серьезно смотрит на опасность, грозящую людям. Эта опасность – не что иное, как хищный оскал духовной апатии, «вырождения» разума, забвения интересов, идеалов, стремлений, целей...

Гораздо бледнее выглядят в спектакле «интели». Их можно принять не за борцов, а за своего рода «разумную» полицию.

Цивилизация невозможна без интеллекта, без живой и полнокровной духовной жизни. Простое удовлетворение потребностей человеческого организма приведет к критическому моменту обесценивания Человека – эта идея проходит через два акта пьесы.

Спектакль «Хищные вещи века», конечно, любительский, хотя можно много хорошего сказать о большом труде режиссера, увлеченности исполнителей, о вкладе художника. Но в этой любительской работе есть верность идее, есть публицистичность, есть протест против духовного застоя и покоя в самых различных их проявлениях. И этим спектакль студенческого театра интересен.

Широкова Н. Бунт против покоя // На смену! (Свердловск). – 1972. – 6 июня. – С. 3.
Tags: Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис
Subscribe

  • Мемуар (17)

    Преподаватель философии на втором курсе был человек либеральный. В самом начале он предложил всем желающим выбрать достаточно сложную тему для…

  • Мемуар (16)

    Сначала – заметка из газеты «Советская Хакасия» от 2 сентября 1982 года: ПЕРВЫЙ АБАКАНСКИЙ Несколько дней назад в Абакане…

  • Мемуар (15)

    К сожалению, редко на каком конвенте удаётся посидеть в спокойной обстановке с кем-нибудь. Обычно народ кучкуется компаниями... Не была исключением…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Мемуар (17)

    Преподаватель философии на втором курсе был человек либеральный. В самом начале он предложил всем желающим выбрать достаточно сложную тему для…

  • Мемуар (16)

    Сначала – заметка из газеты «Советская Хакасия» от 2 сентября 1982 года: ПЕРВЫЙ АБАКАНСКИЙ Несколько дней назад в Абакане…

  • Мемуар (15)

    К сожалению, редко на каком конвенте удаётся посидеть в спокойной обстановке с кем-нибудь. Обычно народ кучкуется компаниями... Не была исключением…