БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

И не могу - читаю до конца...


Из оффлайн-интервью Бориса Стругацкого

       Читали ли Вы свои произведения после выхода их из печати (не считая вычитки вёрстки)? Перечитываете ли их сейчас?
              Андрей Евсеев, Тула, Россия
       В былые времена я перечитывал наши книжки регулярно, хотя и не все. Но отказался от этого обычая лет уж как 20, – времени нет да и «понта нет, начальник». Впрочем, и сейчас бывает: полезу за какой-нибудь справкой, и, как герой Высоцкого, «не могу – читаю до конца».

       Уважаемый Борис Натанович! Не знаю, какими словами выразить благодарность Вам за Ваши с братом произведения. Поэтому просто СПАСИБО!!!
       Если предположить, что существует некто или нечто, знающее ИСТИННЫЕ ответы на ЛЮБЫЕ вопросы, какой один вопрос задали бы Вы?
              Сергей, Ульяновск, Россия
       Я не мастер задавать вопросы. Кроме того, когда вопрос возникает, как правило, где-то тут же, неподалеку, обнаруживается ответ на него, и даже, как правило, не один, а несколько. При этом оказывается (как правило), что вопросы интереснее ответов. Так что у Вашего господина Некто (Нечто) я спросил бы, наверное, какой-нибудь пустяк, вроде «Есть ли жизнь на Марсе?». Один из великого множества вопросов, ответ на которые мне, в общем, безразличен.

       Здравствуйте, Уважаемый Борис Натанович!
       Во-первых, спасибо за все Ваши книги, не представляю свою юность без них.
       Вопрос у меня такой. Зачем Румата, и Земля в его лице, поддерживали Арату Горбатого? Ведь земляне запрещали своим людям прямое вмешательство в ход истории. А что могли принести бунты и перевороты под предводительством Араты, кроме резни и еще большей крови? Разве не видел этого с высоты своего знания сам Румата? Не нарушает ли это и этические нормы Земли?
              Тимур, Новокузнецк, Россия
       Вообще-то, по большому счету, ЛЮБОЕ вмешательство в историю «нарушает этические нормы» Мира Полудня. Но в том-то все и дело, что вмешиваться – не этично, а НЕ вмешиваться – невозможно, и в конечном счете тоже не этично. Румата, как легко видеть, оказывает Арате лишь минимальную помощь, стремясь хоть как-то держать процессы под контролем и, главное, – в тщетной попытке облегчить свою совесть, когда можешь помочь хорошему человеку, но не помогаешь ему. Особенно, если знаешь, что «хороший человек» исторически обречен. Другой вопрос: может ли житель Мира Полудня считать хорошим человека, у которого руки по локоть в крови? Наверное, нет. Но Румата ведь уже давно не от Мира Полудня, он наполовину от «мира сего» и знает, что есть вещи, более мерзкие, чем убийство: например, предательство, или лживость, или убийство из корысти. А Арата ведь по крайней мере бескорыстен.

       Только что прочитала ХВВ. Ну что сказать, поразил мир, описанный АБС, такое впечатление, что писали здесь и сейчас, даже с модой угадали: «На ней были шорты с изображением подмигивающей физиономии, тесная курточка безрукавка, открывающая пупок, и огромный прозрачный шарф, она была свежая и крепенькая, как недозрелое яблоко. До оскомины».
       Эта книга нашла большой отклик в моей душе, так как тема, поднятая в ХВВ, очень волнует меня с недавних пор (http://vkontakte.ru/note18182687_9662598). В одном из своих ответов по этой же теме Вы сказали, что общество разделится на тех, кто предпочитает работать и любит свою работу, и тех, кто желает развлекаться. Вы знаете, я всё-таки, наверное, не из тех, кто любит развлекаться, но и на человека-трудоголика я тоже не похожа. То есть специальность я свою люблю, а вот работа мне моя не очень нравится. Не нравится мне моё высшее начальство, выросшие гопники 90-х, не нравится моя непосредственная начальница, которой 64 года и которая с подобострастием взирает на высший чин (а вроде бы коммунизм, социализм, все друг другу братья и сёстры), а также не нравится некоторая рутинность, бюрократия. С другой стороны, очень увлечена танцами и готова заниматься ими до потери пульса, по 24 часа в сутки, на что моя семья мне у виска крутит.
       И вот после всего этого я думаю, что общество будет делится на тех, кто хочет работать над собой, и на тех, кто этого не хочет. Именно над собой, а не на кого-то. Эта работа может выражаться в чём угодно и не только на работе (мда... каламбур).
       Мне бы очень хотелось знать Ваше мнение.
       P.S. А то есть такие пожилые товарищи, как моя начальница, которая боится бросить работу и из-за денег, и из-за страха, что не сможет себя занять, но не от большой любви к работе, – это точно. Рабская натура.
              Руденко Ольга, Новороссийск, Россия
       Под «работой» я подразумеваю успешный творческий труд. Создание нового. Того, чего не было до того, как ты взялся за дело. Будь то изобретение, теория, душа твоего ученика, здоровье твоего пациента, произведение искусства или (даже) монография о почтовых тарифах. Любое творение, нужное другим и доставляющее радость тебе. Подневольный труд – не считается. Механический «конвейерный» труд – не считается. Труд исключительно ради пропитания – не считается. Хотя и такой вполне почетен и заслуживает всяческого уважения, если реализуется добросовестно и умело. Любовь к творческому труду требует особого таланта, носитель такой любви – счастливчик, ему повезло с генами или «нужные книжки он в детстве читал». К сожалению, такие встречаются не часто. Для подавляющего большинства понятие «творческого труда» отсутствует вообще, – труд для них средство, а не цель. Средство для того, чтобы жить стало лучше, богаче, изобильнее, веселее, свободнее. Очень многие из них при этом могут быть и трудоголиками, но не для того, чтобы получать удовольствие от труда, а для того, чтобы наслаждаться его результатами – благосостоянием, свободой передвижения, властью, наконец. Что касается «работы над собой», то я не очень хорошо представляю себе, что это такое. В чем она, собственно, состоит. Какова ее конечная цель. И не есть ли это нечто совершенно личное, далекое от интересов общества, а следовательно, как бы лежащее за пределами обсуждаемого нами СОЦИАЛЬНОГО аспекта. Хотя, наверное, хорошо «поработавший над собою» субъект может оказаться более полезен для общества, чем тот, кто над собой не поработал. В конце концов, самовоспитание – великая наука. Недаром же сказано: хочешь улучшить мир, – начни с себя. Только вот века проходят, а никто этому золотому правилу толком не следует. Трудно. И непонятно, как.

       Здравствуйте, Борис Натанович!
       Если бы Вы писали ТББ сейчас, то что бы изменили? Румата так же не смог переспать с Оканой? И никого не убивал до финала? Пампа считался бы хорошим человеком, несмотря на то, что он убивал людей, которые просто ему не нравились? Так же часто подчёркивали, что Рэба – это ничтожество?
              prografix, Москва, Россия
       Изменять бы я ничего не стал. Хотя ясно: пройдет еще пара лет, и Румата растеряет свою чрезмерную брезгливость. Пампа останется для него верным другом до самой смерти, просто потому, что «друзей мы любим за все». Да и чем его лучше сам Румата? После того, как позволил псам своего неуправляемого бешенства сорваться с цепи? Что Рэба отнюдь не есть ничтожество, Румата понял при последнем с ним свидании, и принял новые обстоятельства к сведению. Правда, ненадолго. Рабу божьему Рэбе оставалось жить меньше недели. Словом, благородному дону Румате открылся торный путь прогрессора-профессионала со всеми проистекающими из этого обстоятельствами, включая регулярные сессии рекондиционирования, чтобы не застрять в средневековье навсегда.


Другие новые ответы БНС можно посмотреть на сайте АБС.
Tags: Оффлайн-интервью, Стругацкий Борис Натанович
Subscribe

  • Цитата

    Мы примерно можем установить время рождения языка, вернее, мы можем определить момент, позднее которого он родиться не мог. Этот момент –…

  • Жизнь Замечательных Людей: abursh

    29 сентября: 55 лет назад родился Аркадий Соломонович БУРШТЕЙН (р. 1953), израильский программист и культуролог, автор исследований…

  • В Татрах

    Фотография 1959 года.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Цитата

    Мы примерно можем установить время рождения языка, вернее, мы можем определить момент, позднее которого он родиться не мог. Этот момент –…

  • Жизнь Замечательных Людей: abursh

    29 сентября: 55 лет назад родился Аркадий Соломонович БУРШТЕЙН (р. 1953), израильский программист и культуролог, автор исследований…

  • В Татрах

    Фотография 1959 года.