БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Category:

Будет и того, что болезнь указана...


В свежем номере «НЛО» вышла рецензия Владимира Гопмана на сборник статей Марка Амусина.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент этой рецензии.


Амусин М. Зеркала и зазеркалья: Статьи. – СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К.Тублина», 2008. – 368 с.

Примечательно, что упреки, которые Амусин делает некоторым писателям, «автобиографичны» и с легкостью могут быть переадресованы самому автору: «...многие из его опусов производят впечатление, будто они написаны «одной левой», будто писателю не терпелось поскорее отделаться, отмахнуться от захватившей его темы. Отсюда – частые небрежности, шероховатости, штампы и красивости в языке...» (с. 27), «Очевидно, что синтаксис каждого отдельно взятого периода на редкость вычурен и переусложнен, предложения длятся капризно долго, подергивая придаточными, как осьминог щупальцами. ...Стилистический блеск оборачивается множеством взаимно аннигилирующих огоньков» (с. 273-274). Ах, Марк Фомич, не говорили бы вы красиво...

Кумулятивное действие этой манеры письма, с ее подчеркнутой лихостью и продуманным эпатажем, наиболее заметно в статье, посвященной братьям Стругацким. Эта статья завершает книгу Амусина и, как обычно бывает в сборниках, ее можно считать самым «ударным» материалом.

Начинает Амусин с того, что творчество Стругацких и сейчас привлекает к себе внимание многих и многих читателей. Однако, отмечает он, «Попыток же целостного и глубинного анализа феномена Стругацких, на мой взгляд, явно не хватает» (с. 335), давая понять, что вот сейчас-то такой анализ воспоследует. Одним из основных исходных положений статьи становится тезис о том, что «насколько стартовые конструкции Стругацких эффектны, ярки, дразняще-завлекательны» [как будто речь не о книгах, а о товарах широкого потребления – женском белье или морепродукте в «дразняще-завлекательной» упаковке – В.Г.], они «одновременно зыбки, внутренне противоречивы, «неконсистентны» (с. 336). Далее следует упрек в том, что сюжетные посылки в некоторых книгах Стругацких нелогичны и недостаточно мотивированы – в качестве примера приводится повесть «Попытка к бегству» (непонятно, иронизирует Амусин, какой машиной времени сумел воспользоваться Саул Репнин, чтобы перенестись из времени Великой Отечественной войны в будущее) и апелляция к тому, что «порядочные фантасты» разных времен, будь то Уэллс, Азимов или Урсула Ле Гуин, такого себе не позволяли (с. 337). Подобные претензии Амусин предъявляет и «Трудно быть богом», и «Понедельнику начинается в субботу», и «Хищным вещам века».

К концу 1970-х, безапелляционно заявляет Амусин, «Изначальная социокультурная функция Стругацких оказалась во многом исчерпанной» (с. 351). И все-таки, как полагает исследователь, «Стругацкие не оставляют попыток влиять на умы и сердца своей – очень широкой – аудитории» (с. 351). Каким же образом? А вот каким: «В отдельных случаях они стараются оседлать волну или подстроиться под нее: примером может служить их работа над сценарием «Сталкера» для фильма Тарковского» (с. 355). В 1960-1980 гг. оградительная критика обвиняла Стругацких в самых разных «грехах», вплоть до прямого антисоветизма, сейчас же либеральный критик обвиняет их, по сути дела, в конформизме и приспособленчестве. O tempora, o mores!..

Из ныне живущих писателей, кроме Стругацких, Амусин пишет еще об Акунине, Пелевине и Эко; но ни об одном из них он не отзывается столь язвительно и бездоказательно, поверхностно и недобро. Творчество Стругацких подгоняется под созданную критиком схему, основанную не на том, что делали писатели, а на том, что думает об этом Амусин. Мы отмечали выше, что книга Амусина подчеркнуто субъективна, в ней автор не случайно не приводит мнения своих коллег по критическому и литературоведческому цеху – для того, чтобы на страницах книги не было месту иным, кроме его собственного, мнения, которое таким образом фактически объявляется единственно правильным.

Замечательным пассажем завершается статья: Амусин обвиняет Стругацких в том, что они так и не подготовили современную интеллигенцию к тому, чтобы «применить к реальным коллизиям будущего свой интеллект и этику, натренированную на чтении их опусов» (с. 360). И потому эта интеллигенция «теперь вправе сказать: нам бы ваши заботы» (с. 360). Завершает этот абзац вывод, говорящий нагляднее всего о плоском, одномерном прочтении Амусиным книг Стругацких: «Футурологическая педагогика Стругацких, увы, пропала втуне» (с. 360). Как-то неловко напомнить М.Амусину, автору книги о Стругацких (Амусин М. Братья Стругацкие. Очерк творчества. Иерусалим, 1996), что писатели никогда не считали себя учителями и наставниками, а ценность и содержание их творчества измеряется совсем иными критериями, нежели те, что в ходу в эпоху рыночной экономики. И актуальность их книг отнюдь не понизилась, ибо мир, в котором мы живем, все больше напоминает тот, что создавали Аркадий и Борис Стругацкие, предостерегая читателей тридцать с лишним лет назад о тех пугающе возможных социальных бедах, которые сейчас, увы, обрели вполне реальные очертания. Обвинять же писателей, которые-де «не сумели» подготовить людей к новым драматическим условиям жизни, значит перекладывать с больной головы на здоровую. Прием, заметим, конгениальный современной политической риторике – вполне в духе Жириновского.

Приверженность исследователя к критическому монологу, а не диалогу, стремление слышать только свой голос, граничащее с нарциссизмом самолюбование своей творческой непохожестью, «штучностью» оказывает Амусину дурную услугу. Сказанное вовсе не умаляет достоинства книги, безусловно, выделяющейся на фоне сегодняшнего культурного пейзажа – эрудицией автора, его аналитическими способностями, его яркой творческой индивидуальностью. Но не сказать о не-достоинствах сборника было невозможно. Воистину: «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж бог знает!»

          В.Гопман
Tags: Амусин Марк Фомич, Гопман Владимир Львович, Стругацкий Аркадий Натанович, Стругацкий Борис Натанович
Subscribe

  • Конкурс "Мерлин": Звездный Мост: Итоги

    Определены очередные победители конкурса «Мерлин». Звездный Мост Циклы, сериалы и романы с продолжениями Шелли Мерси. 2048. Деталь…

  • Конкурс "Мерлин": Звездный Мост

    Объявляю следующий конкурс прогнозавров. В срок до 15 сентября вам предлагается высказать свои предположения по следующим номинациям: Звездный…

  • Конкурс "Мерлин": АБС-премия: Итоги

    Определены очередные победители конкурса «Мерлин». АБС-премия Художественные произведения Рыбаков Вячеслав. Се, творю Всего…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments