БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Вот тут и наступает полный этический карачун!


Из оффлайн-интервью Бориса Стругацкого

       Уважаемый Борис Натанович! Недавно я ознакомился с содержанием книги, которую я не стал бы рекомендовать Вам ни при каких условиях. Помимо разного «сглаз, приворот» и пр. описан способ: «Как передать смертельную, неизлечимую болезнь другому». Я размышлял об этом и пришёл к довольно грустным выводам, в т.ч. и про себя. Вопрос: Насколько свойственно человеческой природе: «Погубить дальнего, спасая ближнего»? Насколько это этично?
              Игорь Павлюк, Рогачёв, Беларусь
       Не думаю, что существует сколько-нибудь однозначная и ясная формулировка ответа на этот вопрос. Слишком много здесь возможно вариантов, слишком много не поддающихся учету деталей, – а ведь, как известно, «дьявол скрывается именно в деталях». Мне кажется сейчас, что я взялся бы на любую предложенную формулировку ответа придумать свой опровергающий пример. Что же касается свойств человеческой природы, то они веками оттачивались на совсем других этических ситуациях (вроде «своя рубашка ближе к телу, чем чужая»), и никакого «естественного» отношения («свойственного природе») к проблеме «ближний-дальний», по-моему, не возникло. Не знает человек, как в этих случаях ему надлежит поступать, и инстинкты его по этому поводу молчат. И наступает момент для творческого решения. Например, как в случаях, когда ему предлагается «возлюби ближнего, как самого себя». Ни в какие же ворота не лезет, не бывает так и быть не может! Но ведь Добрый Человек предлагает, – как не послушаться? И начинается этическое творчество, вовсе не «свойственное человеческой природе». А уж когда предложат тебе «возлюби дальнего», тут уж наступает полный этический карачун, исключающий из твоей реакции какой-либо элемент естественности.

       Доброго Вам здоровья! Спасибо большое за Ваши книги! Скажите, пожалуйста, Вы согласны с Баневым, что: «Большинство всегда за сволочь»?
       И как это согласовать с принципами демократии?
              Вера, Colchester, USA
       Боюсь, наш Банев прав. Именно поэтому сэр Уинстон и назвал демократию «отвратительнейшей из форм правления». При этом, правда, он добавил: «Но ничего лучшего человечество до сих пор не придумало». Потому что демократия, действительно, совершенно не способна помешать «сволочи» встать во главе, – но зато она, единственная, гарантирует, что никакая сволочь удержаться во главе сколь угодно долго не сможет: демократия порождает сволочь, но она же свергает эту сволочь с регулярностью, на которую никакая другая форма правления не способна. Демократия (сама по себе) не делает мир лучше, – она только мешает этому миру застояться и загнить.

       Борис Натанович, есть информация, что до Петра I население России было почти поголовно грамотным, образованием занимались церковные служащие.
       Известно ли это Вам, правда ли это?
              Антон, Россия
       Это действительно так. Я много слышал и читал об этом. Только происходило это не просто «до Петра I», а задолго до него. Время новгородской и псковской вольницы, когда не существовало еще ни всеподавляющей власти царя, ни власти централизованной церкви, ни (к слову сказать) татаро-монгольского нашествия, – это на Руси время свободных людей, среди всего прочего ведающих и грамоте. Когда писались не только указы, летописи, церковные книги, и даже не только счета «бухгалтерского учета», но и знаменитые берестяные грамоты – частные письма и сообщения совершенно личного содержания (включая любовные записки!). Люди свободно писали друг другу, люди были грамотны, а значит, существовала и некая система образования! Все это погибло вместе с вольностью, раздавлено было централизованной властью, когда свободный человек превращен был в крепостного раба, – зачем рабу грамота?

       В письмах Штерну Вы упоминали задание для начинающего писателя – написать рассказ на известную тему («Различные варианты контактов человека с иным разумом», «Различные удивительные свойства, которые приобретает ни с того ни с сего герой»). Еще тем/упражнений не подкинете?
              Алексей Баскаков, Брисбен, Австралия
       Нет. Я больше этим не занимаюсь. Это, между прочим, занятие не простое и требует известного напряжения фантазии. Просто так: сел – задумался – придумал, – не получится. Нужна система, нужна необходимость, нужна цель... Впрочем, вот Вам тема наугад: «человек, который знал ВСЕ». Недавно я видел любопытный киносюжет на эту тему. Помню, что читал роман об этом, – тоже было интересно. Попробуйте и Вы написать об этом что-нибудь свое, – в качестве упражнения. Если сумеете придумать небанальную концовку, – может получиться вполне самостоятельный рассказ.

       Добрый день, Борис Натанович!
       Хотел бы задать Вам вопрос, который возник совершенно случайно в одной из дискуссий в интернете. Один из ее участников с псевдонимом «Румато» нелестно отозвался о товарище Сталине. Как выяснилось, его псевдоним не имел никакого отношения к дону Румате. Случайное совпадение. Но вот вопрос: а чем товарищ Сталин не Румата Эсторский?
              Александр, Германия
       Господи! Да что общего Вы нашли между этими людьми?!! Я не могу придумать НИЧЕГО, что бы их хоть чуть-чуть объединяло.

       В произведении «Хромая судьба» встречается выражение «построить шубу». Меня это удивило, и больше нигде я такое выражение не встречал. Откуда оно взялось?
              prografix, Москва, Россия
       О, это сочное и, я бы даже сказал, смачное понятие пришло к нам из глубины веков, из тех времен, когда шуба на Руси была не просто «предметом верхней одежды», но – неким символом личного достоинства, богатства, служебного даже положения. Такую шубу не шили, не «пошивали», ее именно «строили», как строят дом, как в наше время строят роскошный автомобиль, – по особому плану, из множества разных шкур и шкурок (в том числе – драгоценного соболя), такая шуба сразу говорила о владельце все: кто он, какого чина-звания, насколько богат и влиятелен, – как сегодня безмолвно рассказывает о своем владельце роскошный «ролс-ройс» ручной сборки. После Петра «эпоха шуб» сменилась эпохой шинелей. Акакий Акакиевич у Гоголя строит себе уже шинель. Я не уверен, что Гоголь употребляет именно этот термин, но герой его свою шинель именно «строит» (столько душевных сил и сердечного трепета вкладывает он в это мероприятие). Впрочем, в 19-м и тем более 20-м веке словечко «строить шубу» из языка уходит, и наш Феликс Сорокин употребляет его потому только, что вообще любит свой язык и никогда не чурается архаичных выражений.


Другие новые ответы БНС можно посмотреть на сайте АБС.
Tags: Оффлайн-интервью, Стругацкий Борис Натанович
Subscribe

  • НЕУЖЕЛИ ПЯТЬДЕСЯТ? ЛЕМ

    Июль 1964 года ознаменовался для Станислава Лема выходом двух новых книг. Первая вышла в Издательстве Министерства Народной Обороны. Заглавное…

  • В Татрах

    Фотография 1959 года.

  • КУЛЬТУРА И ТЕХНОЛОГИИ

    Одной из основных проблем прогресса Станислав Лем считал тот факт, что наука и технологии разрушают культуру. Причём в этом нет никакого злого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments