БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Хороший редактор всегда деликатен


Из оффлайн-интервью Бориса Стругацкого

       Здравствуйте!
       Меня зовут Ирина. Я пишу диплом на тему «Редактор глазами автора» (учусь в Университете Печати).
       В процессе обучения была удивлена, что качества редактора определяются и оцениваются самими же редакторами. Мне показалось это несправедливым, все же всегда лучше рассматривать любую тему с разных точек зрения. Вот я и решилась взять такую тему. Набралась смелости и пишу Авторам.
       Если Вам эта тема интересна, или же просто захотите помочь, очень интересно Ваше мнение, о том, какими качествами должен обладать редактор и какими обладать не должен.
              Ирина, Истра, Россия
       Мой личный опыт свидетельствует только, что хороший редактор всегда деликатен. Он должен ясно понимать, что автор «всегда прав», – хотя и по-своему. И всякая редактура – обязательно компромисс. И что победителей в споре автора с редактором всегда двое... Впрочем, все эти соображения годятся только в случае, если оба обладают чувством языка. К сожалению, это случается достаточно редко.

       Борис Натанович, недавно в одной из сетевых дискуссий о мирах коммунарского будущего (мир Полдня и мир Ефремова) вскользь был затронут один, ранее, вроде, не обсуждавшийся аспект ВТВ. А именно – влияние неизбежного и необходимого раннего общественного профессионального воспитания детей – на демографию. Мы сейчас и так куда лучше, чем в 60-х, видим, что у людей, живущих в условиях «благополучной и обустроенной планеты», да ещё увлечённых работой, карьерой, – рождаемость высокой не бывает, стимулы иметь детей размываются. Если же с ними ещё и рано фактически разлучаться, то половина населения (мужчины) такой стимул теряет вовсе: мужчине всё же дети интересны именно в возрасте воспитания Учителем, а не в возрасте выкармливания Нянькой. То есть все мужчины – не Учителя по профессии – с детьми толком не общаются и удовольствия-интереса от этого не получают (раз в год на Новый год каникулы – не в счёт).
       Не потому ли в мире Полдня так просторно?
              Вагин, Троицк, Россия
       Ваши суждения совершено разумны, все это – одна из сложных проблем ВТВ. Нашим потомкам придется еще немало поработать над этим. Но Мир Полудня «просторен» отнюдь не по этой причине (равно как и Мир Ефремова, мир утопии Уэллса, или любой мир любой утопии). Причина здесь, я бы сказал, чисто «литературно-техническая»: невероятно, практически невозможно написать толпу «хороших людей», таким образом, чтобы толпа эта выглядела достоверно. А ведь «толпа» на улице (площади, в сквере, на гуляних, на собрании) утопии должна быть толпой именно «хороших» людей! Хороших и в то же время – разных! Поверьте, это задача, которую решить, по-моему, никому еще не удавалось. И уж во всяком случае – нам.

       Глубокоуважаемый г. Стругацкий!
       Обращаясь к Вам с вопросом, Олег Азарьев написал 31/3/09, что американская литература – макулатура. Как Вы думаете, это результат знакомства с американской литературой или здесь сказывается влияние антиамериканской истерии? Как Вы относитесь к американской литературе вообще и фантастике в частности? Считаете ли Вы, что процент тупых и жадных американцев выше, чем таких же русских?
              С.Спокойный, США
       Совершенно не берусь выносить суждения по поводу нравственных качеств русских и американских авторов, – ничего не знаю об этом. Совершенно уверен, что литературные качества американской и русской (советской) фантастики безоговорчно подчиняются известному закону Старджона: 90% всего издаваемого – сущее дерьмо. И в то же время полагаю, что великолепные 10% американской фантастики составляют славу американской литературы, – именно они определили основной курс мировой фантастики ХХ века. Азимов, Бредбери, Уоннегут, Шекли, Саймак, Бестер, Гаррисон, Браун, Пол, Корнблат, Дик, Лейнстер, Кинг – блистательные звезды первой величины, которым весь остальной мир сумел противопоставить в ХХ веке лишь полдесятка (не менее блестящих, впрочем) имен.

       Уважаемый Борис Натанович!
       В одном из Ваших предыдущих ответов прочитал: «...Я помню только, что результатами тогдашними (выборов 1996) я был доволен. Особенно победой Ельцина (и даже не победой Ельцина, а поражением Зюганова)».
       Скажите, почему Вы так относитесь к современным коммунистам?
              Евгений, Магнитогорск, Россия
       А как я могу относиться к людям, которые боготворят беспощадного Ленина и кровавого тирана Сталина? «Скажи мне, кто твой бог, и я скажу тебе, кто ты». Мне совершенно ясно, что возвращение коммунистов означает с неизбежностью: конец какой бы то ни было свободы слова; восстановление железного занавеса; неограниченный террор и неизбежный экономический тупик. Ни на что другое наследники Сталина не способны. Как же я могу к ним относиться.

       Как известно, художественный текст состоит из трех основных элементов: повествование или действие, описание и диалоги, ну, еще можно выделить рассуждение. По поводу диалогов Вы уже упоминали, как их надо писать. Можете ли Вы в нескольких словах сказать, как лучше создавать описания, главное, на что нужно обращать внимание.
              Владимир, Элиста, Россия
       Главное, на что надо обращать внимание: достоверность и точность. Все прочее – лабуда и залипуха. Кроме того, чрезвычайно важно уметь сделать описание интересным для читателя. Читатель 21-го века описаний не любит: они мешают ему следить за ходом событий. И он, по-своему, прав (как ни прекрасен лунный пейзаж, открывшийся автору за окном). Поэтому вы либо сумеете «погрузить» читателя в названный лунный пейзаж, либо труды ваши по созданию описания пропадут втуне.


Другие новые ответы БНС можно посмотреть на сайте АБС.
Tags: Оффлайн-интервью, Стругацкий Борис Натанович
Subscribe

  • На засыпку

    Вопрос, поставивший меня в тупик. Один переводчик попросил меня разъяснить выражение из "Понедельника..." Стругацких, а именно: что такое…

  • ПСС АБС - 31-й том

    В издательстве «Млечный Путь» вышел Тридцать первый том (в двух книгах, но с общей нумерацией страниц) Собрания сочинений Аркадия и Бориса…

  • Двадцать седьмой том

    В издательстве «Млечный Путь» вышел Двадцать седьмой том (в двух книгах, но с общей нумерацией страниц) Собрания сочинений Аркадия и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • На засыпку

    Вопрос, поставивший меня в тупик. Один переводчик попросил меня разъяснить выражение из "Понедельника..." Стругацких, а именно: что такое…

  • ПСС АБС - 31-й том

    В издательстве «Млечный Путь» вышел Тридцать первый том (в двух книгах, но с общей нумерацией страниц) Собрания сочинений Аркадия и Бориса…

  • Двадцать седьмой том

    В издательстве «Млечный Путь» вышел Двадцать седьмой том (в двух книгах, но с общей нумерацией страниц) Собрания сочинений Аркадия и…