БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Categories:

Тьмускорпионские новости


Текущие упоминания Стругацких в интернете:

      Дело в том, что реалистическая литература имеет дело с людьми: человек – человек. Да? Она описывает отношения людей. А фантастика может кое-чего сделать больше. Извините, это я так патриотичен. Помимо этого, она должна, конечно, говорить об отношениях людей. Но она может говорить: человек и наука, человек и время, человек и общество. Она может быстро ответить на вопрос: что с нами происходит? Не через отношения людей, а напрямик, по прямой дорожке. Именно поэтому столько лет она была ненавистна, особенно в лице, допустим, тех же Стругацких. Она была ненавистна очень многим людям, которые претендовали на то, что они лучше всех знают, что нам нужно. Поэтому, в этом отношении как бы потенциал, базис у нашей русской фантастики был.
Кир Булычёв: «Я – дилетант» 18.10.2009 – 00:00, Культура

      Идет пиар-кампания на телевидении и в некоторых СМИ. Коллеги не стесняются подтасовок. На питерских страницах одной из центральных газет было опубликовано письмо в защиту газоскреба, подписанное: Юлия Демиденко. «На меня обрушился шквал звонков от друзей и коллег – мое имя известно в Петербурге, но газетчики не подписали мою должность,- рассказала «Огоньку» заместитель директора Музея истории Санкт-Петербурга Юлия Демиденко.- Когда я позвонила в редакцию, мне нагло пояснили, мол, таков псевдоним корреспондента. И это при том что я весь год подписываю петиции против нарушения исторического облика города! Между прочим, так же газетчики поступили с Борисом Натановичем Стругацким: опубликовали выдуманное интервью, в котором не упомянули слово «писатель».
Наталья Шергина. Охтнуть не успели 19.10.2009 – 08:00, Огонёк

      Пост-коммунизм
      В своей работе «Космология духа» выдающийся марксист Э.Ильенков видит апофеоз коммунизма в уникальном самоуничтожении человечества и всей Вселенной, достигнувшей вершины Духа: «в какой-то, очень высокой, точке своего развития мыслящие существа, исполняя свой космологический долг и жертвуя собой, производят сознательно космическую катастрофу – вызывая процесс, обратный «тепловому умиранию» космической материи, т.е. вызывая процесс, ведущий к возрождению умирающих миров: этот акт осуществляется в форме грандиозного космического взрыва... Высшая и конечная цель существования мыслящего духа оказывается космически-грандиозной и патетически-прекрасной:эта гибель рисуется не как бессмысленный и бесплодный конец, но как акт по существу своему творческий, как прелюдия нового цикла жизни Вселенной: Смерть мыслящего духа становится тем самым его бессмертием».
      Диалектик требует создания «новых миров», «новой жизни». Для реализации всевозможных вариантов бытия требуется вселенская самоликвидация в апофеозе развития. Подобный образ прослеживается в «Чевенгуре» А.Платонова: «Дванов понудил Пролетарскую Силу войти в воду по грудь и, не прощаясь с ней, продолжая свою жизнь, сам сошел с седла в воду – в поисках той дороги, по которой когда-то прошел отец в любопытстве смерти».
      Апофеоз развития материи требует осознанного завершения исторического развития, т.е. завершения Модерна. Ильенков не предполагал, что максимум человеческого единства достижим в XX веке, решение основных задач он видел только в далеком будущем. И напротив, Андрей Платонов позволил главному герою уйти к отцу, завершить Историю еще до осуществления в Чевенгуре плана ГОЭЛРО.
      Исторически же для осознания успеха коммунистического проекта потребовалось совсем немного – ликвидация во всем обществе нищеты, голода, безграмотности [2]. Когда решена основная задача и остались только детали, возникает и ощущение завершения, и поиск того, чего бы «доделать». В частности, характерной чертой коммунистического Постмодерна является идея эксплуатации рабочего класса «номенклатурой-государством», что есть обнаружение в развитом коммунистическом обществе черты Премодерна. Таким образом, программа Постмодерна может включиться как вследствие отрицательных причин – осознания невозможности модернизации «слишком архаичного» Модерна, так и вследствие положительных – как осознания достижения Модерном своего логического конца и необходимости перехода за грань проекта. Переход за эту грань имплицитно содержится в коммунистической идеологии. И как видно из мысли Ильенкова, а также из творений советских писателей (в т.ч. показательна судьба планеты Саракш в «Обитаемом острове» братьев Стругацких) переход представляет собой вселенское самоуничтожение ради других миров, ради Иного мира, Иного единства.
      Но в случае тотальной победы коммунизма переход возникает необходимость суицида ради абсолютно неизвестного и невнятного Иного мира. И «человеческий-слишком-человеческий» характер идеологии начинает опасаться собственной вселенской победы. Проект начинает сворачиваться, пока Иное исчезло бы из зоны видимости. Ведь зачем далеко ходить, если Иной мир прямо напротив: в лице собственного Врага, который в момент перестает осознаваться как Чужой и постепенно приобретает черты Иного. Так, капитализм как Иное коммунизма влечёт его совершить переход в Постмодерн путем самоуничтожения всего советского общества.
      Ведь насколько поразительно и почти необъяснимо, что люди воспитанные в самом научном обществе мира, обученные азам политэкономии, пошли целокупно на сворачивание всех достижений и принятия нововведений, противных идеологии. Еще более поразительно фактическое непротивление при возрастающем разочаровании. И уж вовсе необъяснимо, молчаливое согласие с попранием триумфа советской цивилизации. К этим очевидно-невероятным фактам примыкает «русский крест» в демографии (резко возросшая смертность) и падение производства, сравнимое с военными действиями. Но данные явления казалось бы мог разглядеть и прозорливый Ильенков, обещавший жизнь-в-Смерти, и тонкий Тарковский, закрывший Комнату желаний и от бомбы ученого и от мечты поэта (к/ф «Сталкер»). История выглядит не столь пафосно и романтично, но всё же исполняет самые смелые мечты.
      Итак, пост-коммунизм проявляется как «всеобщий суицид» ради Иного единства.
Андрей Хоров. Время пост-идеологий 19.10.2009 – 12:55, Правая.Ру

      Так что же получается: биржевики, готовясь опять наступить на те же грабли, вновь надувают мыльный пузырь по старому рецепту? Похоже, так оно и есть. С полной отдачей работают монетные дворы, печатая миллиарды долларов, – для того, чтобы финансовая система не рухнула, чтобы за пугающим падением курса не случилось пришествие второй Великой депрессии. Государственные банки кредитуют частные под ноль процентов – чтобы те не развалились под тяжестью собственных неудачных спекуляций. Государства мира лопатами вбрасывают сотни миллиардов в печки своих экономик, дабы оживить спрос и конъюнктуру. Еще никогда со времен окончания Второй Мировой войны финансовая и экономическая политика не была столь щедра, как сегодня: госбанки и правительства дергают за все рычаги, чтобы предотвратить мировой коллапс. Складывается впечатление, что мировая политика взяла на вооружение лозунг Рэя Шухарта, сталкера из знаменитого «Пикника на обочине» братьев Стругацких: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!». Если ориентироваться на сегодняшнюю ситуацию – попытка засчитана.
Виктор ЛЕРНЕР. Танцы мыльных пузырей 19.10.2009 – 16:32, Республика

      В прокате фильм конкурировал с ещё одной российской новогодней премьерой – картиной Фёдора Бондарчука «Обитаемый остров» по роману братьев Стругацких.
«Стиляги» удостоены «Черной жемчужины» международного кинофестиваля 19.10.2009 – 17:34, Свободная пресса

      Иные же и вовсе были немало удивлены, увидев свою фамилию под письмом. Петербурженка в пятом поколении, знаменитая актриса Ольга Волкова, недавно переехавшая вслед за детьми и внуками в Москву, в воскресенье в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявила, что никакого письма в защиту «Охта-центра» не подписывала: «Я это письмо не видела, я ничего не знала, ничего не подписывала. Случайно узнала о том, что являюсь подписчиком письма, и ахнула, когда об этом услышала. Принципиально говорю, что это подсудное дело!» Впрочем, это не первая подтасовка PR-служб монополиста. Самая скандальная из них – появление в правительственной газете интервью с Борисом Стругацким, в котором он высказывается о небоскребе одобрительно. Позже сам фантаст заявил, что никто из журналистов не спрашивал его мнения об «Охта-центре», но к борзописцам не придерешься, так как в публикации было намеренно опущено слово «писатель». Мол, мало ли Борисов Стругацких проживает в Петербурге!
НАТАЛЬЯ ШЕРГИНА. Бульдозерами по неолиту. Строители газпромовского небоскреба в Петербурге приступили к разрушению археологических памятников 20.10.2009 – 06:00, Новые Известия

      - В твоих произведениях реальность часто оказывается фантастической или на грани с чем-то нереальным. А как обстоит дело на самом деле? Ну, то есть насколько фантастична (или нереальна) изображаемая тобой ситуация, реальность?
      – Ты употребил слово «фантастично», чем настроил меня на соответствующий ход мыслей, вспомнилось всё связанное с этим словом. Благо немного...
      Когда-то, когда ещё не было персональных компьютеров, я писал от руки, а потом отдавал это машинистке. Однажды, будучи в Крыму, я что-то такое испытал, чего раньше никогда не испытывал, после чего уединился на две недели, написал повесть, нашёл машинистку в каком-то пустынном близлежащем санатории, через два дня пришёл за рукописью, ну и не мог не спросить – первая же читательница, как ей.
      Она сказала: «Понравилось, я вообще очень люблю фантастику, с детства!» При этом в той повести (она никуда не вошла, всё это было до той самой черты) я вообще ничего не придумал, записал по горячим следам.
      Потом я вспомнил это, когда Самуил Лурье рассказал мне, как он обсуждал мою «Школу кибернетики» (то ли саму книгу, то ли повесть, давшую книге название... да, кажется, только повесть) с Борисом Стругацким и тот сказал, что ему понравилось, хотя это и не фантастика.
      Лурье же был другого мнения, он мне сказал напоследок: «Ничего не понимаю. Что же это, если не фантастика?» Ну, ты знаешь, что у Самуила Ароновича бывает нелегко отличить, когда он шутит, когда всерьёз...
      - Знаю, да.
      – Но отличить, когда ты или твой «пишущий голем» (по Левкину) Фауст, а когда – фантаст, бывает и вовсе невозможно. Во всяком случае, Дима, я думаю, ты со мной согласишься в том, что это выходит далеко за рамки авторских полномочий. Не говоря уже о «фантазии»...
      То есть единственное, что я могу сказать, – что согласен с мнением Стругацкого: не нон-сайнс-фикшн и не фэнтези. О соотношении же фикшн и нон-фикшн в произведениях говорить не стоит.
Александр Мильштейн: «Цель – ничто, движение – всё» / Беседовал Дмитрий Бавильский 20.10.2009 – 09:40, Частный Корреспондент

      Мы инвестировали в машиностроительные активы порядка 50 млн долл., приобрели и развили компанию «Стромнефтемаш», докупили несколько цехов на большом «Уралмаше» и Тюменский судостроительный завод (ТСЗ). В течение 15-16 лет на ТСЗ не было построено ни одного судна. Завод напоминал пейзажи из романа братьев Стругацких «Пикник на обочине».
«У нас с финансами все в порядке»: Интервью с президентом «Интегры» Феликсом Любашевским 22.10.2009 – 03:00, РБК daily

      На фоне неимоверной популярности научной фантастики после совершившегося в XX веке скачка прогресса едва ли найдётся что-то, что могло бы поразить искушённого в технологиях жителя XXI века. Роботы, биотехнологии, космические полёты – всё уже было многократно снято, нарисовано и описано. Но прикладная телепатия – это уже что-то новое. Причём фирма, занятая в этой области, уже прошла IPO и представлена на NASDAQ.
      Речь, впрочем, не о попытках двигать спички, как в небезызвестном рассказе братьев Стругацких. Прямое направление деятельности проекта BrainGate компании Cyberkinetics, основанного на разработках Джона Донахью, профессора Университета Брауна, – техника, позволяющая считывать сигналы электрической активности мозга и, соответственно, управлять электрической техникой.
Иван Люков. Чип для мозга 22.10.2009 – 10:40, Частный Корреспондент

      Знаете, я с художественной литературой не дружу с детства. Правда, есть несколько авторов, которые мне близки – это Стругацкие, Лемм и Булгаков. А так меня всегда больше занимала научно-популярная литература.
Анна АЛЕКСЕЕВА. Солист «Агаты Кристи» Вадим Самойлов: «Я мечтаю расслабиться и никуда не ездить» 22.10.2009 – 10:55, Комсомольская правда

      Главным редактором издательства «Вокруг света», выпускающего одноименный познавательный журнал, 21 октября назначен Сергей Пархоменко. /.../
      Другими проектами компании являются серии одноименных путеводителей и разговорников, литературный альманах Бориса Стругацкого «Полдень. XXI Век», а также портал vokrugsveta.ru.
Основатель журнала «Итоги» возглавил издательство «Вокруг света» 22.10.2009 – 14:02, Lenta.ru

      Издательство «Вокруг Света» выпускает познавательный журнал «Вокруг Света», основанный в 1861 году, с тиражом 200 тысяч экземпляров, одноименные путеводители и разговорники, а так же альманах Бориса Стругацкого «Полдень. XXI Век».
Главредом «Вокруг Света» стал Сергей Пархоменко 23.10.2009 – 08:15, Dkvartal.ru

      Напомним, что правозащитное движение «За права человека» еще 7 сентября 2009 года опубликовало открытое письмо к Юрию Лужкову, в котором выступило с осуждением упоминания Сталина в московском метро. Свои подписи под обращением поставили писатель Борис Стругацкий, член общественной палаты РФ Алла Гербер, родственники пострадавших от сталинских репрессий и многие другие. В данном письме, в частности, говорится:
      «Создается впечатление, точно не было миллионов расстрелянных и замученных в сталинских лагерях и их сосланных семей. Мы считаем это оскорблением памяти погибших. Может быть, кому-то, кого действительно «вырастил Сталин» или его идеи, кажется, что его методами легче и проще навести в стране порядок? Мы требуем ликвидации надписей, которые были убраны после того, как наша страна осудила преступления Сталина».
Строчка из национальной памяти 23.10.2009 – 11:59, Правая.Ру

      В древнем Китае любой претендент на чиновную должность сдавал экзамен, причем самый сложный из всех возможных. В то время помимо ответов на философские, исторические, географические и математические вопросы претендент писал стих.
      Когда я прочитал заголовок новости о чиновном экзамене, живо представил в качестве экзаменаторов каких-нибудь великих мудрецов типа лауреата нобелевки Жореса Алферова или живого классика Бориса Стругацкого. Им лично звонил Дмитрий Медведев и приезжал на дом мэр и министр юстиции Коновалов. Они согласились. И вот трепещет перед ними маленький чиновник-претендент, лопочет что-то им, сжимая в потных ладошках трудовую книжку, клянется всю жизнь помнить это хмурое минюстовское утро.
      А потом глянул саму новость и понял, что это похоже не на экзамен в Поднебесной Империи, а на процедуру получения прав в ГАИ. Точнее проверку знаний ПДД в ЭРО (никакой эротики – экзаменационно-регистрационный отдел ДБДД).
Запольский Дмитрий. Комментарий к теме: «Минюст предлагает ввести специальный экзамен для чиновников» 23.10.2009 – 12:32, Комментарии.ру

      Писатель Борис Стругацкий ответил на вопросы читателей dp.ru и рассказал о своем отношении к Путину, Медведеву, «Охта центру» и фантастике будущего.
Борис Стругацкий ответил читателям dp.ru 23.10.2009 – 15:51, DP.RU

      – Лидия Николаевна, напоследок традиционное: пять газет, которые вы читаете, пять любимых ресторанов, пять книг и пять любимых кинофильмов.
      – Книги: «Дневник провинциала в Петербурге» Салтыкова-Щедрина, повести Николая Гоголя, «Пикник на обочине» братьев Стругацких, проза Ивана Бунина, детективы Агаты Кристи.
Сергей ПЕТУНИН. Лидия Златогорская: «Нельзя позволять себя бить» 23.10.2009 – 16:12, Редколлегия

      Отметим, что строчка, содержащая имя Сталина появилась на «Курской» после ее реставрации в августе этого года. В Начале сентября представители движения «За права человека» собрали около тысячи подписей и отправили открытое письмо мэру Москвы Юрию Лужкову с требованием убрать упоминание о Сталине.
      Так, свои подписи поставили писатели Даниил Гранин, Борис Стругацкий, Яков Гордин, Владимир Кавторин, президент фонда «Холокост», член Общественной палаты РФ Алла Гербер, член бюро партии «Яблоко», обозреватель «Новой газеты» Борис Вишневский, журналист, доцент Санкт-Петербургского университета кино и телевидения Галина Нечаева, и многие другие.
Строчки о Сталине в московском метро дополнились словами о Ленине 24.10.2009 – 16:37, БалтИнфо.ru

      Тонны соли и килограммы пуха. Все это для того, чтобы доказать, ничто не уходит бесследно. «Уровень моря» – фестиваль независимого искусства, который открылся сегодня в «Манеже». Художники и скульпторы из 26 стран мира и самые невероятные экспонаты. /.../
      Три музыканта-панка. Убиты алкоголем и электричеством. А здесь объединилась культ и культура. Все мечтают о том, чтобы построить храм Джона Леннона. Уже есть чертежи и макеты.
      Григорий Козел, автор проекта:
      «Он уже придуман. Это скала – Рок – и два шара, которые вращаются. Один желтый – любовь, другой зелёный – пис. Храм парит в темноте, а днём он, как гигантский парус, надувается».
      Если его и построят, то в устье реки Смоленки. Там, говорят, даже есть постамент. В 80-х власти начали возводить монумент комсомолу, да так и забросили это дело. Площадка пустует. Пока храма нет, афиши – и даже футболка Леннона – хранятся на Пушкинской, 10.
      «Для того, чтобы общество могло развиваться должен быть герой, в этой работе поток света опущен на одного человека. Эта скульптура призывает человека делать не сумасшедшие вещи, но героические».
      В сумраке обыденности греется он – герой. Нонконформист. Революционер. Здесь больше всего на свете ценят индивидуальность. А как уж её проявлять – делать не революцию, так свистульку, как писали Стругацкие, – каждый решает сам.
Независимость искусства 24.10.2009 – 19:30, 100 ТВ

      Дело в том, что изменение формы потребления текстов неизбежно приведет к изменению бизнес-процессов. И хотя пока этот вид распространения контента остается нишевым, его перспективы очевидны. «Завораживающие перспективы иллюстрирования художественных текстов – целый новый вид искусства, вероятно, возникнет, совершенно новые художники-режиссеры, создатели движущихся иллюстраций. Широкие возможности использования электронных текстов для рекламы, это, безусловно, поможет удешевить процесс издания», – говорит писатель Борис Стругацкий.
Максим Макаренков. Перезагрузка слов: Электронной литературе осталось сделать всего несколько шагов, чтобы похоронить бумажные книги 26.10.2009 – 00:00, Итоги

      Но наиболее примечательны в рубановском романе не сходства, а как раз отличия. Та не слишком изысканная, зато убедительная репортерская достоверность, с какой он панорамирует абсурдную травяную Москву будущего: фантасты так обычно не пишут. А главное – та прямота, с которой Рубанов не только задает на свой лад проклятые русские вопросы, уже многажды поставленные до него, но и пытается дать ответ, неполный и неокончательный, но индивидуальный и искренний, на самый практический из вопросов: «Что делать?» Что-что – поступать по-человечески, вопреки обстоятельствам и даже самому себе, в соответствии с интеллигентским (а другого нету все равно) кодексом, стараться спасать всех и отвечать за все, а там уж как выйдет. Пожалуй, самым ценным в «Хлорофилии» оказывается именно этот этический фатализм, неожиданно на первый взгляд отсылающий не к Замятину или Сорокину, а к Стругацким; но это только на первый – потому что ведь и впрямь «полдень, XXII век», и кто нам виноват, если он выглядит так, а выбора у нас нет по-прежнему.
Алекс Боков, автор «Эксперт». Трава не расти: «Хлорофилия» Андрея Рубанова убедительно доказывает две вещи: антиутопия по-прежнему остается главным книжным жанром русских нулевых; Рубанов – хороший писатель 26.10.2009 – 00:00, Экспе

      Фестиваль пройдет в Новосибирске с 19 по 21 ноября.
      В течение этих дней наш город посетят лучшие писатели фантасты со всей России, в числе которых Владимир Ларионов, Виталий Пищенко, Дмитрий Володихин (финалист Международной литературной премии имени братьев Стругацких) и Александр Етоев.
Фестиваль «Белое пятно» – единственный фестиваль фантастики в Сибири. Скоро! 27.10.2009 – 05:31, Любимый город

      А пока вспомним еще один пример появления бесполезных и, более того, вредных запрещающих знаков. Речь идет о контролируемом въезде на Крестовский остров, который установили весной прошлого года, видимо, по убедительной просьбе знающих себе цену людей, заселивших элитный зеленый район. Въезд на Крестовский запретили всем, кто не прописан на острове. Как тут не вспомнить «Трудно быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких:
      «...дон Тамэо жаловался на наглость низших сословий. «Я намерен подать докладную на высочайшее имя, – объявил он. – Дворянство требует, чтобы мужикам и ремесленному сброду было запрещено показываться в публичных местах и на улицах. Пусть ходят через дворы и по задам. В тех же случаях, когда появление мужика на улице неизбежно, например при подвозе им хлеба, мяса и вина в благородные дома, пусть имеет специальное разрешение министерства охраны короны».
      Кстати, до этих светлых времен культурной столице не так уж далеко: вот еще один комментарий с «Пятерки»:
      – Ул. Эриванская, которая соединяет Большую Озерную и Выборгское шоссе, – знак «Проезд запрещен». Эта дорога – небольшая отдушина для выезда из Коломяг и въезда туда. Насколько законно и обоснованно устанавливать такие знаки? (Для справки: на этой улице построено два огромных дома, где живут некие господа. И я думаю, что именно с их подачи установили эти знаки.)
Константин Верховенский. «Кирпичный» Петербург 27.10.2009 – 16:21, Gorzakaz.org

      У братьев Стругацких, в замечательной книге 'Понедельник начинается в субботу' выведен бессмертный образ профессора Выбегалло, эдакого Жириновского от науки. Который изобретает все время что-то 'для народного хозяйства', от которого за версту несет сенсацией, который окружен прессой и оброс связями по начальству. И создает он для видимости свои шарлатанские творения: самовыдергивающуюся морковь или самонадевающиеся ботинки, которые боятся сырости и стоят столько же, сколько новый мотоцикл. И никто из серьезных ученых не хочет с ним связываться, а чиновное начальство только его и видит, только к нему и прислушивается. Таких 'профессоров Выбегалл' было в советское время довольно много, но большой наукой тогда правили 'атомная бомба и баллистическая ракета': Курчатов, Келдыш, Семенов, Капица, Янгель, Королев, Ландау, Сахаров и другие великие естествоиспытатели и конструкторы. Они задавали тон в Академии, подбирали из выдающихся ученых следующего поколения директоров институтов АН СССР и руководителей коллективов. 'Выбегаллы' были оттеснены на периферию научного мира, но и там они с помощью 'марксистских философов', иначе 'диаматчиков', сумели нанести большой вред отечественной генетике, кибернетике, психологии, антропологии и лингвистике. /.../
      Инновационная деятельность должна стоять на трех китах, трех 'боссах' – создатель продукта, организатор процесса его разработки и внедрения, эксперт на начальном, промежуточных и конечном этапе. Более того, привлекая в качестве экспертов множество деятелей науки для работы в аналитических центрах и рабочих группах, мы потом можем из их числа найти и руководителей исследований, и менеджеров-организаторов.
      Если же мы не займемся этим делом как приоритетным, то 'профессоры Выбегалло', да разные 'трофимденисычы' нас одолеют. Будем финансировать добычу гелия-3 на Луне, искать нетрадиционные источники энергии в 'земном нутре', создавать 'кремлевских' нанороботов для чистки сосудов от 'шлаков', воздействовать биополем на урожаи огурцов и лечить рак путем протирки оного настойкой ландыша на 'медвяной росе'.
Михаил Москвин-Тарханов. В основу политики инноваций должна лечь научная стратегия 28.10.2009 – 14:23, Кремль.Орг

      Есть такая притча. Про метаморфозы. Вольер. Внутри агрессивные приматы и нормальные люди. Ключи от клетки – у обезьян. Естественно, человеки пытаются завладеть инструментом освобождения. Но как только разумное двуногое – в результате яростной борьбы – овладевает ключами, оно моментально превращается в тупую гориллу. Как-то так.
      «Ничего не изменится, пока мы не научимся как-то поступать с этой волосатой, мрачной, наглой, ленивой, хитрой обезьяной, которая сидит внутри каждого из нас. Пока не научимся как-то воспитывать ее. Или усмирять. Или хотя бы дрессировать. Или обманывать... Ведь только ее передаем мы своим детям и внукам вместе с генами. Только ее... и ничего кроме». Это цитата из Бориса Стругацкого.
Евгений Додолев. Обезьянообразные человеки: Эксперимент показал, как легко люди снова становятся животными 28.10.2009 – 17:39, Московский комсомолец

      Сегодня в прокат выходит сказочный блокбастер «Книга мастеров» – первый фильм, сделанный в России студией Walt Disney Pictures, чьи маркетологи предположили, что освоить российский рынок поможет стимуляция генетической зрительской памяти о советских фильмах-сказках, спрыснутых, как живой водой, юмором в духе телешлягера «Чародеи». Сопоставив старые советские аналоги с импортным новоделом, ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА расстроилась, что автор сценария «Книги мастеров» Анна Старобинец не братья Стругацкие, которые даже из ситуации отупляющего компромисса с американскими продюсерами могли бы найти остроумный выход.
Лидия Маслова. Иванушка International 29.10.2009 – 02:15, Коммерсантъ

      В этом смысле одной из самых больших угроз для российско-украинских отношений я считаю участие в их формировании «идеального политтехнолога». У Стругацких, кажется, в романе «Понедельник начинается в субботу» был образ – модель идеально счастливого человека, которого предлагали забрасывать в тыл противника для того, чтобы он проводил такие разрушения, которые оказывались бы несовместимыми с жизнью врага. Иногда возникает такая ситуация, что рациональные, правильные люди, фактически идеальная модель политтехнологов, забрасываемые на территорию противника, приводят к колоссальным разрушениям в отношениях между странами.
Владимир Пастухов. Сила взаимного отталкивания: Россия и Украина – две версии одной трансформации 29.10.2009 – 09:41, Полит.ру

      Содержимое сумок Черницова и Гаузер вызвало повышенный интерес у всех присутствующих гостей. В коллекцию Макса вошли диски с альбомами The Prodigy, The Doors, Nirvana, Amy Winehouse, Tiga, Аквариум, культовые фильмы – «Кикуджиро» Такеши Китано, «Натянутая тетива» Ким Ки-Дука, «Ночь на земле» Джим Джармуша и сборник короткометражных фильмов «На десять минут старше». В подборке Даши оказались разные по настроению киноленты – «Стиляги» Валерия Тодоровского, «Человек дождя» Барри Левинсона, «Завтрак у Тиффани» Блейка Эдвардса, «Миллионер из трущоб» Денни Бойла, «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Чарли Кауфмана, «Люсия и секс» Хулио Медема, а также фантастическая книга братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и альбом Radiohead. Как всё это воплощается в моде, гости смогли увидеть на мини-показе самых ярких и свежих образов от Даши Гаузер и Макса Черницова.
Макс Черницов и Даша Гаузер раскрыли источники вдохновения 30.10.2009 – 00:41, InterModa.Ru

      Вокруг мусор, полуободранные обои и обвалившаяся штукатурка, заросли плесени, от нее першит в горле.
      – Прямо как у Стругацких в «Пикнике на обочине», – вздыхает фотограф. – Такое здание рядом с центром города загубили...
Оксана МАЙТАКОВА. «Пикник на обочине» по-калининградски: «Комсомолка» выяснила, что происходит сейчас в бывшем первом учебном корпусе здания КВАТУ. 30.10.2009 – 01:00, Комсомольская правда

      Ефремову, безусловно, были симпатичны древнегреческая и древнеиндийская культуры – как культуры открытые, светло-эмоциональные, эротичные. И он испытывал явную неприязнь к дальне-, ближне- и средневосточным деспотиям (включая персидскую деспотию, кстати, манихейскую; между прочим, в том понимании термина «манихейство», каким пользуется Каганская, манихейскими были и Иудейское царство, и иудаизм в целом).
      Абсурдно выискивать признаки «антисемитизма» у человека, много помогавшего евреям Стругацким и неоднократно с огромным уважением и теплотой вспоминавшего о своем комиссаре Когане (Ефремов был воспитанником красноармейской автороты). /.../
      Еще интереснее с повестью В. Назарова «Силайское яблоко». События в ней происходят в некоем отдаленном будущем. На всей Земле победил коммунизм, земляне освоили межзвездные полеты и основали многочисленные инопланетные поселения. Инспектору Службы Безопасности (это не контрразведка, а что-то вроде космического отдела техники безопасности) 8-й Галактической Зоны со вполне еврейской фамилией Шанин поручают проникнуть на странную планету Свира, с которой практически нет никаких контактов. Свирой управляет некий диктатор, именуемый «Отец родной» и «Великий Кормчий» (у советских читателей это должно было вызывать однозначные ассоциации со Сталиным и Мао), который отгородил планету от внешнего мира Стальным коконом (= Железным занавесом). Планета практически не развивается, однако никаких потрясений на ней не происходит уже 150 лет, вопреки логике – да и сам Великий Кормчий весь этот период живет и не умирает (этакий образ, навеянный Маркесом). Шанина выбирают действительно потому, что он – сибиряк, а на Свире ему придется высадиться и выжить в тайге, аналогичной сибирской – в Силае. В конце концов, Шанин с заданием справляется: попадает на Свиру, проникает во дворец-бункер Великого Кормчего – Башню, раскрывает тайну Великого Кормчего, поднимает восстание, провозглашает республику, борется с бандами, окопавшимися в силайской тайге... В общем, вполне типичная советская фантастика, заставляющая вспомнить и «Аэлиту» Алексея Толстого, и «Обитаемый остров» Стругацких.
Александр Тарасов. Экстремизм сквозь шоры: Запоздавшая полемика с Николаем Митрохиным 30.10.2009 – 09:15, Полит.ру

      Уникальными и чистыми образцами позднесоветской готики, сочетающими стилевую основу с характерным мироощущением, были экранизации произведений отечественных писателей и драматургов – Владимира Короткевича (Дикая охота короля Стаха, 1973, реж. В.Рубинчик), братьев Стругацких (Сталкер, 1979, реж. А.Тарковский), Владимира Короленко (Среди серых камней, 1983, реж. К.Муратова), Григория Горина (Убить Дракона, 1987, реж. М.Захаров).
Владислав Шувалов. Готика как вестник спасительного варварства 30.10.2009 – 15:27, Arthouse.ru

Александр СУХОМЛИН (президент ООО «Волыньтабак»). «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные»* 31.10.2009 – 00:00, Зеркало недели

      Околоноля. О чем это он? И, кстати, кто он, пишущий о пребывании около ноля? Не секрет – что уж таиться, надо сказать об этом прямо – есть такие люди, которые ассоциируют Натана Дубовицкого со всем нам знакомым Владиславом Юрьевичем Сурковым. (Почему ассоциируют – сами должны понимать:) Так что не буду делать вид, что я «не в курсе». /.../
      Так называемые «россияне», судя по стилю руководства, представляются ему продуктом культурной инволюции, сырьем для бесконечной манипуляции, «дикой глиной» для лепки недолговечных големов. Во Владиславе Юрьевиче явно просматривается некий засланный люден братьев Стругацких. А может быть, и какая-нибудь более эволюционно-прогрессивная форма жизни – странник, например.
      И даже что-то большее – нечто такое, о чем внешне бедовые, а на самом деле очень даже осторожные и традиционно державшие свой коллективный нос по ветру братья и писать-то не решались. Бр-р! Аж холодок по спине!
«Завтра»: Ground Zero, или Натан Дубовицкий на пути в Царствие Небесное 31.10.2009 – 17:22, Век
Tags: Стругацкий Аркадий Натанович, Стругацкий Борис Натанович
Subscribe

  • Ф-Анекдот

    И жили они после свадьбы долго и счастливо. Только принц часто думал: "И зачем я тогда несчастного дракона ухайдохал?" Очередь к ветеринару.…

  • Ф-Анекдот

    – Где была? – спросил подводный царь Золотую рыбку. – Рыбак меня поймал. – Загадал желание? – Нет. Пошел со своей…

  • Ф-Анекдот

    В Чернобыле вырастили самый большой в мире огурец и повезли его на международную выставку в Париже. По дороге огурец прогрыз коробку и сбежал.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments