БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Category:

Может быть, даже как-нибудь дополнительную энергию из вакуума высасывать научимся...


Из оффлайн-интервью Бориса Стругацкого

       Здравствуйте, Борис Натанович!
       Вы столько произведений написали о будущем. А какое у Вас мнение к вопросу: «Нужна ли человечеству машина времени?» и «Какие, на Ваш взгляд, могут быть последствия с появлением этой «машины»?
              НИКА, Архангельск, Россия
       Машина времени в обычном, «уэллсовском», варианте вряд ли возможна. Машина времени, использующая некие глубинные свойства многомерного Пространства, может быть, и допустима – на микроуровне. Как можно использовать такую МВ в нашей грубой реальности, представления не имею. Но на уровне микромира, – отчего же, вполне, может быть, даже как-нибудь дополнительную энергию из вакуума высасывать научимся.

       Говорят о реальной возможности создания машины времени в связи с последующими проводимыми экспериментами в ЦЕРНе (создание Большого адронного коллайдера приближается к завершению). Что Вы думаете об этом эксперименте?
              НИКА, Архангельск, Россия
       Никаких «фантастических» открытий на БАКе сделано, скорее всего, не будет. Будут (или НЕ будут) подтверждены современные представления о микромире и устройстве Вселенной. Огромный результят для профессионалов, – никакой сенсации для дилетантов.

       Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. Не секрет, что кроме обычных, «смертных», читателей Вашими произведениями увлекаются и другие, достаточно известные писатели. Такие, как Роберт Антон Уилсон. На основе Вашей повести «Понедельник начинается в субботу» он написал свою «И обрушилась стена». Как Вы относитесь к такого рода сотрудничеству? И что Вы думаете, если, конечно, читали, о самом произведении?
              Алексей, Днепропетровск, Украина
       Ничего об этом не знаю. Но в самом факте «сотрудничества» ничего плохого не вижу. Ради бога.
       [Век живи, век учись. Я и не знал об этой повести. Порывшись в интернете, нашёл издание книги Уилсона с предисловием некоего «Александра Привалова». Собственно, об «увлечении» Уилсона «Понедельником...» и говорится лишь в этом предисловии. Вовсе не уверен, что на самом деле Уилсон вообще знает о Стругацких. – БВИ.]


       Здравствуйте, Ваши сподвижники сообщали, что Вы оказывали помощь в передаче Библиотеке Конгресса США завещания и пожизненных авторских прав на книги и художественные работы С.Весто. Это правда, что там стоит запрет на издание, распространение и экранизацию его книг и иллюстраций в географических пределах России и для граждан русского и российского происхождения или имеющих родственные отношения? Это законно? Если знаете, пожалуйста, сообщите как связаться с поверенным завещания или тем, кто в курсе? В Библиотеке Конресса не говорят ни да, ни нет. Сообщите, если мы неправильно даем требование на депозит 1-225372881. Так долго все ждали и так обломились.
              Альберт, С.-Петербург, Россия
       Ничего обо всем этом не знаю. Слышу в первый раз.

       Борис Натанович, здравствуйте!
       Очень долго я Вам не писал – и причиной тому: не понравились мне последние ответы Ваши. Попробую сформулировать, чем именно: Во всех произведениях АБС нет мелочей. Все продуманно, все на месте, каждая третьестепенная деталь выверена, продумана, отточена.
              Игорь Васильевич, Луганск, Украина
       Это, к сожалению, не так. То, что Вы сейчас провозглашаете, есть та самая «презумпция значимости», о которой я писал раньше, и которая существует только в представлениях особо внимательных и квалифицированных читателей. «Писать без мелочей» невозможно. Так же невозможно, как никогда не ошибаться; или говорить только «важные вещи»; или быть всегда здоровым.

       И если Вас об этой детали спрашивают, Вы, как правило, приоткрываете краешек той творческой работы, которая стояла за этой деталью. Мне кажется, именно эта продуманность до мелочей – одна из причин того, что Ваши книги можно читать и перечитывать десятки раз, каждый раз открывая что-то новое для себя. Ваши же ответы на вопросы по этим мелочам – возможность увидеть лишнюю грань Вашего творчества, сверить ответ с тем, что самому казалось при прочтении, может быть, изменить свое отношение к чему-то в книге... Так что это – далеко не «стояние автора перед киоском...»
       И вот вопросы мои по «БМС»:
       – Кому был «звонок в ад»? Вы пишете: «Несущественно...»
              Игорь Васильевич, Луганск, Украина
       Это и в самом деле несущественно, ибо никак не продвигает ни сюжет, ни смысл происходящего, – это только маленькая, болезненная, точка в сознании героя.

       – Что за мертвый человек в палатке на Кавказе? Вы пишете «Не берите в голову...»
              Игорь Васильевич, Луганск, Украина
       А зачем «брать»? Это же всего лишь литературные упражнения нашего героя. Очень важные для него, но совсем не существенные для сюжета. Черточка характера. Попытка автора сделать героя «глубже», «многограннее», – но ценой минимального отвлечения от сюжета!

       Еще кому-то Вы примерно так же отвечали о роли «злобной девчонки».
              Игорь Васильевич, Луганск, Украина
       Автор вовсе не намерен здесь выращивать новый сюжет из старого. Он просто хочет показать, что мир повести сложнее и опаснее, чем кажется на первый взляд. Читатель должен эту «сложность-опасность» почувствовать – это как минимум. А как максимум – запустить воображение, создать некую картинку, пусть смутную, но – впечатляющую.

       Впрочем, что ж, несущественно, так несущественно. Тогда – еще вопросы:
       1. По тому же «БМС» – почему «нет времени»? Что надвигается на мир с этим главврачом или с той же девчонкой? И что сможет этому противопоставить будущий Учитель Аятолла-младший? Хотя бы вариант этого противостояния?
              Игорь Васильевич, Луганск, Украина
       Строить варианты – задача читателя (если автор не намерен продолжать, продолжать и продолжать свое повествование). А почему «совершенно нет времени» – Вы же это прекрасно почувствовали сами, без моих объяснений: и тревогу сэнсея почувствовали, и страх его, и мгновенное ощущение беспомощности перед надвигающимися обстоятельствами!.. Жалко только, что мне не удалось передать Вам еще и ощущение полноты жизни, замечательной занятости, неиссякаемой перспективы: полно работы впереди! И какой работы!

       2. Вы на чей-то вопрос отстаивали «положительность» Аятоллы – милый человек, интеллигент, семьянин... Все правильно, но мнение о нем окружающих – отрицательное, методы его помощников – жестокие. До встречи с ним у читателя создается четкий отрицательный образ. А вопрос у меня такой – Вы встречались с кем-то из людей, имеющих подобный отрицательный имидж, но оказавшихся при встрече людьми симпатичными и вызывающими уважение?
              Игорь Васильевич, Луганск, Украина
       Безусловно. И неоднократно! Не хочу называть имен, но это люди, прекрасно известные всей стране, умнейшие, честнейшие, блистательные работники, гордость нации, – оскверненные слухами, ненавидимые жлобьем, всячески поносимые теми, кого обманула пропаганда... А впрочем, почему мне их, собственно, не назвать? Егор Тимурович Гайдар, Анатолий Борисович Чубайс, Михаил Борисович Ходорковский... И еще многих я мог бы назвать, да вот, к сожалению, не со всеми знаком лично.

       3. Сенсей, похоже, не только «открывал дверь», но и заботился о том, как человек разовьет в себе то, что он напророчил. Здесь и опекуны (кстати, сцену работы ученика-дауна считаю лучшей в романе и одной из лучших во всем творчестве АБС) и кошмарный метод «поворота трубы». Как же он «открыл дверь» Ядозубу? Или он открывал всем подряд? Но Злобной Девчонке-то не захотел. Каким видел себя и свою деятельность Сенсей? Во имя чего работал?
              Игорь Васильевич, Луганск, Украина
       Не думаю, что у него был ясно им же самим сформулированный ответ на Ваш вопрос. А работал он (как и большинство трудоголиков) над тем, что было интересно; над тем, что казалось ему полезным; над тем, что он умел делать лучше многих и многих. Это называется: успешный, увлекательный, творческий труд. Самое высокое наслаждение, которое жизнь может подарить человеку.

       4. И один вопрос – не по БМС: В «Улитке» промелькнула характеристика Тузика: «Кефироман, бабник, резинщик. Впрочем, все шоферы резинщики». Так вот, что такое резинщик? И попутно – не спрашиваю, что такое кефир – такой же блистательный и неизвестный, как Лемовские сепульки, но Вы в одном из ответов отговорились, что объяснение есть, но оно не смешное и не интересное. Может, все же – хотя бы для тех, кто гадает уже 30 лет – поделитесь...
              Игорь Васильевич, Луганск, Украина
       Господи, да «кефир» – это просто эвфемизм «водяры», «спиртяшки», «винца» и пр. И ничего более! А резинщиками называют людей, которые любят «тянуть резину», то есть, все делают медленно, лениво, нарочито не спеша, нога за ногу. «Все шофера резинщики» – результат многомесячных наблюдений автора за деятельностью типичных представителей этой замечательной профессии.


Другие новые ответы БНС можно посмотреть на сайте АБС.
Tags: Оффлайн-интервью, Стругацкий Борис Натанович
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments