БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Лем-новости


Текущие упоминания Лема в интернете:

      И тут у нас хороший повод вспомнить об остром и драматичном столкновении выдающихся умов, которое произошло в полемике вокруг «Доктора Фаустуса». Ведь 12 сентября 1921 года родился инициатор этой полемики, который хорошо известен во всем мире – но, конечно, и без данного эпизода. Это был польский писатель-фантаст Станислав Лем (ум. 2006).
      Писал он не только романы и рассказы, но и эссе – философские, культурологические. В одну из книг Лема, «Философию случайности», вошел очерк «Мифотворчество Томаса Манна» – азартное, страстное возражение немецкому классику и его почтительным интерпретаторам. (У нас перевод этого очерка был опубликован в «Новом мире» в 1970 году.)
      Что же побудило автора «Возвращения со звезд», «Соляриса», «Звездных дневников Ийона Тихого» взяться в данном случае за перо? Я бы сформулировал так: спор между книгами Теодора Адорно и Томаса Манна.
      В «Докторе Фаустусе», вослед «Фаусту» Гете, гениальный композитор Адриан Леверкюн оказывается соблазнен демоническим злом. Это, в свою очередь, принято истолковывать как метафору произошедшего с немецкой культурой и немецким народом. Лем – против: «Дьявол фашизма был не гением, не вдохновенным творцом, а скорее идиотом зла». Жертвы же его уничтожались вовсе не в индивидуальном порядке. «Мы в Европе были зернами, которые миллионами летели в жернова: Тот, кто, названный поименно, погибал за свои заслуги или грехи: находился в чрезвычайной, в исключительно завидной ситуации». И далее: «Можно ли представить себе дьявола в концлагере: Какая чепуха – и какая глупая, возвышенная фальшь!»
      Это – расшифровка того, что же стоит за максимой Адорно. Лем рассматривает феномен массового уничтожения людей с точки зрения «философии случайности» – напомню, именно так называется его книга. И, во всеоружии кибернетики и теории игр, формулирует: «Трагедия – это ситуация, лишенная стратегии выигрывания».
      Мы давно чувствовали это, только не находили слов. Нам не победить, и остается пить за успех нашего безнадежного дела...
Петр Спивак. Искусство и зло в XX веке: «Дьявол фашизма был не гением, а скорее идиотом зла»: Имена и даты: краткие хронографические наблюдения. 11-13 сентября 11.09.2009 – 10:10, Независимая газета

      Сегодня родились: французский король Франциск I (1494); английский мореплаватель Генри Хадсон (1570); французский физик Ирен Жолио-Кюри (1897); композитор Гавриил Попов (1904); польский писатель Станислав Лем (1921); режиссер Леонид Менакер (1929); актриса Татьяна Доронина (1933); скрипач Владимир Спиваков (1944); фигуристка Ирина Роднина (1949); французская певица Милен Фармер (1961); американский актер Пол Уокер (1973); английский актер Джейсон Стэтхем (1972).
Лора Дорская. 12 сентября. Тайны дня 12.09.2009 – 08:18, Интерновости.Ру

      В этот день родились:
      1921 – Станислав Лем, польский писатель-фантаст («Солярис», «Голос Неба», «Мир на Земле», «Вторжение с Альдебарана»).
Этот день в истории: 12 сентября 12.09.2009 – 14:52, Электронные вести

      В общем, кинофантастика сделала то, чем должны были все это время заниматься ученые: она освоила космос, заселила его, посмотрела, что получилось, и: почти забросила идею дальних перелетов. Если воспринимать кинематографическую научную фантастику как большой искусственный разум, то в какой-то момент его клеммы явно заклинило. Он перестал задумываться, решил, что теперь его задача – лететь все быстрее и быстрее, и начал, как компьютер в «Звездных дневниках Ийона Тихого» Станислава Лема, рассказывать анекдоты с бородой. Причем, как писал тот самый Ийон Тихий, потом с мозгом стало «что-то неладно – рассказывая анекдоты, глотает самую соль».
Ксения Рождественская. Космос как сочувствие. ВИДЕО: Научная фантастика превратилась в разновидность боевика. «Луна 2112» возвращает ее к старым традициям почтенного жанра 14.09.2009 – 16:44, Русский Newsweek

      Литературные предпочтения сопредседателя оргкомитета фестиваля «Звездный мост», главы Харьковской обладминистрации Арсена Авакова в области фантастики напрямую зависят от его эмоционального состояния.
      Как передает корреспондент ИА «МОСТ-Харьков», об этом Аваков рассказал на пресс-конференции, посвященной фестивалю.
      «Когда ты доведен до последней стадии, то социальную и философскую фантастику читать не хочется. А хочется читать что-то вроде «Стальной крысы» Гарри Гаррисона, когда ее через мясорубку, а она живая. Точнее, не она, а он – Джим ди Гриз», – говорит Аваков.
      Но когда у главы области хорошее настроение и эмоциональное состояние сбалансировано, он с удовольствием читает Рэя Брэдбери, Станислава Лема, Олди.
Когда Авакову хочется читать «Стальную крысу» Гаррисона? 14.09.2009 – 23:04, Мост-Харьков

      Во время проведения фестиваля «Звездный мост» мы решили побеседовать с сопредседателем его оргкомитета Николаем Макаровским, чтобы из первых уст узнать, когда ученые-футурологи предсказывают конец света, почему Станислав Лем перестал писать фантастику, и как инквизиции удалось спасти европейскую цивилизацию. /.../
      – Так или иначе, но фантасты своими произведениями все же программируют будущее?
      – Я бы сказал несколько иначе. Программирование предполагает точное, механическое следование заданному перечню операций. Фантасты лишь в каком-то смысле предопределяют будущее. То есть, существует некоторая зависимость, а не точное соответствие. Известно, что атомную бомбу описали в США в 1943 году, и несчастного писателя-фантаста в 1945 г. посадили в тюрьму, поскольку были уверены, что он украл материалы Манхэттенского проекта. А сколько было предопределений у Уэллса, Жюля Верна, Азимова, Лема. Кстати, в 1964 году я в Харькове встречался со Станиславом Лемом. Тогда он был оптимистом, а через много лет, когда мы его пригласили для вручения главной награды «Звездного моста», я получил от писателя превосходное письмо. Лем писал, что не достоин получить «Философский камень». Обосновал он свой отказ так: «Когда Олимпийский чемпион уже сошел с арены и больше никогда не будет бегать кросс, ему не вручают медаль». На тот момент он уже 10 лет не сочинял фантастику. Позже я прочитал его предсмертное интервью. В нем Станислав Лем говорил, что долгие годы писал фантастические произведения, потому что верил в науку. Сейчас накопленный опыт показывает, что у человечества очень плохое будущее. По мнению Лема, вероятность трагического исхода намного больше, чем даже нейтрального.
      – Вы с ним согласны?
      – Лем прав и не прав одновременно. Поскольку я профессионально интересуюсь глобалистикой, то хорошо знаю закономерность: чем больше энерговооруженность человека, тем выше вероятность страшного исхода. Существуют кривые энерговооруженности и этического совершенства. Рост энерговооруженности намного превышает рост этики. Они пересекаются где-то в 2010-2030 годах. Это прогноз ученых-футурологов. Поэтому человечество надо как-то обезопасить. Возможно, нужен КОМКОН, как у Стругацких, или нечто похожее. Случай с террористами 11 сентября показал – человечество в опасности. И это они еще не взорвали атомную бомбу, которая размером всего с апельсин – 45 куб. см. В портфель влезет несколько штук. Лем прав, шансы плохого исхода действительно со временем возрастают, но, в отличие от великого писателя, я оптимист.
Владимир ЧИСТИЛИН. Вообразить невообразимое 18.09.2009 – 14:02, Главное

Tags: Лем Станислав
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments