БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Categories:

Бывает жизнь похуже всякой смерти


Из оффлайн-интервью Бориса Стругацкого

       Здоровья вам, Борис Натанович!
       Мой вопрос состоит в следующем: В предисловии к своей книге «Трансчеловек» Юрий Никитин критикует описанного Вами Камилла, как персонажа фальшивого и надуманного. По мнению г-на Никитина, все мочь и быть бессмертным, но при этом совершить самоубийство, неразрешимое противоречие.
       Как по Вашему, действительно ли бессмертие должно быть достигнуто, или жизнь (пусть даже очень длинная) должна закончиться?
              Кирилл, Бишкек, Киргизия
       Смотря какая жизнь, знаете ли. Бывает жизнь похуже всякой смерти. Впрочем, проблема бессмертия не обязательно упирается в качество жизни. Жизнь Свифтовского струльдбруга мало привлекательна, но даже струльдбруги находили, видимо, в своем существовании какую-то прелесть. Видимо, надо очень страдать, чтобы отказаться от бессмертия. Но ничего невероятного в таком отказе я не нахожу. Невероятным представляется мне как раз само бессмертие.

       Дорогой Борис Натанович!
       Прочёл второй том от С.Бондаренко и В.Курильского «Неизвестные Стругацкие. Письма. Рабочие дневники» как захватывающий роман. Публикация Вашей переписки с Аркадием Натановичем – замечательно дополняет «Комментарии к пройденному».
       И – пара вопросов, возникших в процессе чтения. М.б., темы не самые важные, но для меня любопытные.
       1. 16 декабря 1964 г. Вы пишете брату: «Я сейчас читаю сборник о сущности жизни» – материалы совещания с участием крупнейших биологов, физиков, математиков и химиков. Очень интересно. И чем больше читаю, тем яснее мне становится, что наша земная жизнь – явление искусственное. Иначе не сходятся концы с концами. Надо предполагать либо: что жизнь явление чрезвычайно маловероятное, либо, что оно искусственное».
       К сожалению, в ответе АНС нет комментария по этому поводу. А Вы, Борис Натанович, что нынче думаете относительно искусственного происхождения жизни?
              Владимир Ларионов, г. Сосновый Бор, Россия
       Идея «искусственного» происхождения жизни кажется мне сегодня слишком уж экзотичной и «красивой». Я ощущаю в ней некую «элегантность воображения», – очень полезную и эффективную, когда сочиняется фантастический роман, но совершенно не выдерживающую столкновения с грубой реальностью. Разумеется, все это у меня – эмоции. Никаких рациональных доводов ЗА и ПРОТИВ у меня не было и нет. В известном смысле гипотеза искусственного происхождения даже превосходит любую теорию естественного происхождения – экономностью своей, простотой, общедоступностью. Как и всякая теория, опирающаяся на существование и активность Бога, она объясняет ВСЕ и самым простым образом. Вот только сама гипотеза Бога... Тут уж: или – или. Или мы принимаем ее, – и тогда уходим из науки в совсем другой образ мысли. Или НЕ принимаем, а тогда, никуда не денешься, остаемся в грубой суконной реальности, в которой нет места элегантной экзотике воображения и все решает профессионализм (не доступный простым смертным).

       Хорошо ли, что права человека у либералов ставятся выше самого человека? Реально для всех ли действуют эти права? Часто встречается такая характеристика запада, что это «общество двух третей» («Две трети – это «средний класс», сплоченный зрелищем бедности тех, кто оттеснен на обочину жизни») и что, как пишет политолог Кара-Мурза С.Г., «именно страх перед бедными сплачивает благополучную часть в гражданское общество, делает их «сознательными и активными гражданами». На этом держится вся конструкция демократии – «общества двух третей».
       Как следует расценивать такие, например, заявления основоположников либерализма?
       Мальтус: «Человек, пришедший в занятый уже мир, если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет НИ МАЛЕЙШЕГО ПРАВА требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на земле».
       Адам Смит (о буржуазном государстве): «Пpиобpетение крупной и обширной собственности возможно лишь при установлении гражданского правительства. В той меpе, в какой оно устанавливается для защиты собственности, оно становится, в действительности, защитой богатых против бедных, защитой тех, кто владеет собственностью, против тех, кто никакой собственности не имеет».
       Не лежит ли в основе либерализма попросту социальный расизм? (Ох, не случайно фашизм как деление человечества на избранных и тех, кому предписан газенваген, возник именно на западе.)
       Нет ли в связи с этим опасности, после возможного обрушения долларовой пирамиды, о чём заявляют западные экономисты и, значит, невозможности сохранения высокого уровня потребления, постепенного озверения массового западного обывателя и возвращения на этой почве чистого фашизма?
              Андрей, Магнитогорск, Россия
       Никогда не копал так глубоко. Наверное, поэтому рассматривать Мальтуса как либерала (да еще – основоположника либерализма) мне никогда в голову не приходило. Возможно, мои представления о либерализме предельно примитивны, но для меня либерализм это прежде всего утверждение первенства прав человека над правами государства. Никакого принципа возвышения прав одних людей над правами других я в либерализме не замечал, а поэтому переход от либерализма к фашизму (точнее – к нацизму) представляется мне совершенно невероятным. Кроме того, нацизм это (по определению) диктатура государства (диктатура националистов), то есть, нечто такое, что любому либерализму попросту противопоказано. Что же касается «массового озверения обывателя» в случае решительного и быстрого снижения уровня потребления, то это процесс абсолютно естественный для любого общества, на Западе ли дело происходит, на Востоке или на любом из полюсов. И уж во всяком случае, степень названного озверения будет в первую очередь зависеть от размеров катаклизма, и уж только во вторую – от исповедываемой обществом идеологии.


Другие новые ответы БНС можно посмотреть на сайте АБС.
Tags: Оффлайн-интервью, Стругацкий Борис Натанович
Subscribe

  • ПСС АБС - 31-й том

    В издательстве «Млечный Путь» вышел Тридцать первый том (в двух книгах, но с общей нумерацией страниц) Собрания сочинений Аркадия и Бориса…

  • Двадцать седьмой том

    В издательстве «Млечный Путь» вышел Двадцать седьмой том (в двух книгах, но с общей нумерацией страниц) Собрания сочинений Аркадия и…

  • Двадцать шестой том

    В издательстве «Млечный Путь» вышел Двадцать шестой том (в двух книгах, но с общей нумерацией страниц) Собрания сочинений Аркадия и Бориса…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments