БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Я не верю ни в какое «информационное поле»


Из оффлайн-интервью Бориса Стругацкого


       О своевременности
       Здравствуйте, Борис Натанович.
       О, Гамлет!
       Песнь по имени его слагаю...
       Клинок его, как пламени язык,
       На плитах вековых
       Нещадный выжег монолог...
       Я о своевременности. Так ли, что, будучи не в свое время и не в своем (нужном) месте, пишущий не предскажет? Что есть «в ногу со временем»? Мучает мысль о том, что, возможно, не хватит сил примириться с «нашим временем» и кануть в никуда, в «нигде», в «незачем», в «столе», «под лестницей»... Мне не дает покоя вымышленный (проходящий, хотя не из попутчиков) герой моей повести, над которой я работаю. Дело в том, что герой этот писал свою вещь очень долго, и чем ближе становилась событийная развязка, приводившая к концу (неминуемому), тем сильнее автора одолевали сомнения. И вот кончил. Давно найдено название измучившей автора книги. Но вдруг он узнает, что в свет выходит книга из-под пера какого-то бумагомарателя под тем же названием, по идее хотя бы о совсем другом! Написать книгу другую не остается сил, поменять название не видится возможным, – преданность долгому труду (преданность самому себе). Герой этого простенького рассказа потому не дает мне покоя, потому что это, может быть, случится и со мной. Мое же повествование еще не закончено, а ведь герой тот уже живет своею жизнью, мне неподвластной: Правда ли, что некое информационное поле над нашими головами – над нашими головами? А, может, своевременность рождения и своевременность созидательного труда и есть прямой доступ к «информационному полю», где витают мысли, для тебя лишь хранившиеся?
              Александр, Подольск, Россия
       Я не верю ни в какое «информационное поле». Это не более, чем очередная фантастическая идея из той же обоймы, что НЛО, телепатия и чудовище Лох-Несса. Слишком красиво, чтобы быть истиной. Увы.

       Уважаемый Борис Натанович! Позволите несколько вопросов?
       1. Не знаю, прозвучит ли этот вопрос корректно (если да, то прощу простить)... Но скажите, не слишком ли Вы расточаете свое творческое наследие? Вот ТРИСТАРу отдали права на экранизацию «Пикника», назло другим потенциальным режиссерам, которые могли снять что-то более стоящее. Права экранизации «Понедельника» тоже проданы, и Вы даже не знаете, кому. Много раз встречал сообщения в интервью и пр. заметках, что часть архивов АБС исчезла или просто черт знает где (долго не могли отыскать карту ОО, архивы ГЛ и ПКБ пропали...).
       Не получится ли ситуация а ля Сальвадор Дали? Его наследие собирали по всему миру, частью потерянное во время войн, частью раздаренное им самим и его непослушной женой, частью неконтролируемо раскупленное или попросту сворованное... Впрочем, я так понял, что архив для Вас не является творческим наследием?
              Александр П., Барнаул, Россия
       Благодаря усилиям люденов большая часть архивов благополучно уцелела. Но то, что пропало, то уже пропало. Хотя время от времени вдруг из небытия возникает то одна рукопись, то другая. Архив (с моей точки зрения) творческим наследием, действительно, не является, но людены убедили меня, что известный интерес он (архив) с точки зрения знатоков и ценителей да, представляет.

       Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович.
       Возможно, этот вопрос уже задавали, но всё же...
       Хотелось бы узнать Ваше отношение к творчеству Лема. Особенно к той мизантропии, что явно проскакивала в некоторых произведениях этого интересного и неординарного фантаста.
              Андрей Иванов, Харьков, Украина
       Лем был замечательным писателем, настоящим кладезем знаний, но, прежде всего, обладателем невероятного, потрясающего, неподражаемого воображения, равного которому не было ни у кого из фантастов нашего времени. Рабле и Свифт 20-го века в одном лице.

       Насколько, по-Вашему, вообще это оправдано для интеллектуала – быть мизантропом?
              Андрей Иванов, Харьков, Украина
       По-моему, это просто норма. Чем больше ты узнаешь о людях, тем большим мизантропом ты становишься, – если ты, разумеется, не полный осел. Не помню, кому именно принадлежит этот жизнерадостный афоризм, но готов подписаться под ним обеими руками.

       Доброго времени, Борис Натанович!
       Недавно прочитал в Сталкеровском собрании сочинений Ваши письма Борису Штерну, замечательно написано. Многие вещи «взял на карандаш» – это замечательный пантеон советов начинающим писателям. Года три назад даже читал письма Бориса Штерна Борису Стругацкому, изданные в одном из томов собрания сочинений Бориса Гедальевича. Сразу же захотелось как-то синхронизовать письма, иначе не понять местами, о чём идёт речь. Отсюда вопрос: у Вас нет желания опубликовать всю переписку, ну хотя бы в сети, и не только со Штерном, но и с другими не менее выдающимися личностями?
              Макс Квант, Новосибирск, Россия
       Заниматься этим я не стану. Но если бы нашелся человек, которому эта затея показалась бы интересной, я бы против такого издания возражать бы не стал.


Другие новые ответы БНС можно посмотреть на сайте АБС.
Tags: Оффлайн-интервью, Стругацкий Борис Натанович
Subscribe

  • Экстелопедия

    Экстраполяционная Телеономическая Энциклопедия в отличие от традиционных энциклопедий, не успевающих за ускоряющимся развитием земной цивилизации,…

  • Высокий Замок

    Болгарское издание 1985 года иллюстрировал Петр Ангелов Терзиев.

  • ФАНТОМАТИКА, ФАНТОФАНТОМЫ

    ФАНТОМАТИКА - область знания, посвящённая проблеме создания искусственной действительности (виртуальной реальности), во всех отношениях подобной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments