БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Из оффлайн-интервью Бориса Стругацкого


       Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович!
       Довелось мне прочитать воспоминания об Аркадии Натановиче Стругацком, где говорилось, что, приходя в гости, он производил на собравшихся впечатление человека-горы, говорил громовым рыком и был ценителем марочных вин.
       Скажите, правда ли, что именно АН был использован его другом Киром Булычёвым в качестве прототипа инопланетного археолога Громозеки? А то уж слишком описание похожее получилось.
              Коллега Пруль, ???
       Человеком-горой АН безусловно был (187 см, и при этом отнюдь не худенький). Громовым рыком не изъяснялся (по крайней мере, при мне). К марочным винам был совершенно равнодушен, – предпочитал водку или дешевый коньяк. Использовал ли его Кир Булычев в качестве прототипа, – представления не имею. Но – почему бы и нет? Они хорошо знали друг друга и всегда поддерживали самые добрые приятельские отношения.

       Борис Натанович, хочу традиционно поблагодарить Вас за Ваши с братом книги и задать вопрос:
       Возможно ли в мире «полудня» возникновение такого явления, как «флора»? Или все те проблемы, которые привели в ОЗ к появлению «флоры», будут устранены? Учителя выявят у детей таланты, которым будет найдено применение, покажут, что человеческий мир интересен, что жить так, как живёт человечество в мире «полудня» – это крайне увлекательно. Т.е. теория воспитания вернёт в правильное русло все возникающие отклонения от нормы.
       И если будет так, то хорошо ли это – отсутствие социальной оппозиции? Можно ведь и проглядеть что-нибудь, пройти мимо важного. Не нужно ли стимулировать инакомыслие, другое восприятие мира? Или мир полудня достаточно либерален и, когда время придёт, если будет необходимость, то человечество, либо часть его, сможет пойти по новому пути?
       (Люди, становящиеся странниками, из «Волн», мне так кажется, это другое. В общем-то, они уже и не люди.)
              Егор Петров, Барнаул, Россия
       Флора не есть форма «социальной оппозиции». Флора – это реакция молодежи на чрезмерную сложность мира и неумение найти себе в нем сколько-нибудь достойное место. Как я понимаю, самое острие Высокой теории воспитания направлено будет именно на преодоление этой (очень распространенной!) реакции. Но любой массовый «технологический» процесс неизбежно порождает отклонения и флюктуации от «мейнстрима». Так что и в Мире Полудня возможно возникновение своей Флоры, – суть и устремления коей я представить себе сегодня решительно не берусь.
       Что же касается «инакомыслия» и поползновений части общества «идти по другому пути», то это явления совершенно имманентные ЛЮБОМУ либеральному обществу, – в том числе, конечно, и Миру Полудня тоже.


       Борис Натанович, мне показалось из ответов, что Вы воспринимаете мораль как нечто первичное, в своем роде аксиому, от которой должно отталкиваться поведение людей в обществе. Так ли это? Если так, то не может ли быть на Ваш взгляд (сам я в этом уверен), что мораль – это исторически установившийся закон общества, который обеспечивает общественное благополучие наилучшим образом? Другими словами, не общество хорошо или плохо в зависимости от уровня следования морали, а мораль (например, христианская) считается хорошей, потому что практика показала, что она воплощает эффективный закон общества? В этом случае считаете ли Вы, что возможна другая мораль, не менее эффективная, чем христианская, но существенно от нее отличающаяся?
              Гена Кукарцев, Naperville, USA
       Мораль «придумана» для того, чтобы сделать общество человеческим, не дать ему превратиться в стаю волосатых обезьян. Я не знаю, что такое «хорошее» общество или «плохое» общество. Нет такого определения. Но, наверное, можно считать, что общество «хорошо», если оно следует установленным нормам морали, и «плохо», если этим нормам не следует или следует «с перебоями». Религия (так сложилось исторически) есть главное прибежище морали. И поскольку существуют разные религии, то и разные морали могут исторически сосуществовать и определять нормы бытия разных обществ. Отсюда – категорическая иногда неспособность представителей одной культуры понять или хотя бы адекватно оценить поведение представителей культуры иной. Что же касается «эффективности» морали, то я просто не понимаю, что это такое. Наверное, это способность морали подавлять (усыплять, отвлекать, подавлять) «волосатую обезьяну», живущую в каждом из нас. Боюсь, в этом смысле все морали одинаково малоэффективны. Во всяком случае, глубина нравственных пропастей, в которые способны проваливаться человеки, одинакова, – что для христиан, что для мусульман, что для буддистов. Что для атеистов, естественно.

       Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович.
       В «ЗМЛДКС» Малянов делает открытие в сфере взаимодействия звезд и диффузной материи.
       Откройте секрет: это открытие действительно имело место, и если да, то Ваших ли рук дело это было?
              Юрий Зибинский, Ростов-на-Дону, Россия
       Это вовсе не секрет. Вся (почти вся) терминология, используемая Маляновым, взята из моей работы о движении звезды в газопылевых облаках Галактики. Только Малянову повезло сделать там какое-то открытие, а я просто рассчитал динамику процесса и получил кое-какие теоретические выводы, годные для сравнения с наблюдеииями. Есть (коллективная) статья на эту тему в «Астрономическом журнале» году этак в 58-60-м. (Лень искать точную ссылку.)
       [Т.А.Агекян, К.В.Коврайская, Г.А.Плюгин, Б.Н.Стругацкий, Г.А.Шишкина. Об одном признаке взаимодействия звезд с диффузной материей // Астрономический журнал (М.). – 1956. – Т. 33. – Вып. 5. – С. 679-681. – БВИ.]



Другие новые ответы БНС можно посмотреть на сайте АБС.
Tags: Оффлайн-интервью, Стругацкий Борис Натанович
Subscribe

  • Шпаковская

    Сегодня - день рождения Малгожаты Шпаковской, польского культуролога и литературного критика, автора работ "Мировоззрение Станислава Игнация…

  • Повторение

    Публикацию этого рассказа в "Химии и жизни" проиллюстрировал Леонид Тишков.

  • Прашкевич

    Сегодня - 80 лет со дня рождения Геннадия Мартовича Прашкевича, писателя, поэта, переводчика, автора биографической книги "Станислав Лем".

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments