БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Category:

Из оффлайн-интервью Бориса Стругацкого


       Здравствуйте, Борис Натанович. Я пытаюсь начать писать. И хочу попросить совета у Вас. Как лучше начать? Как овладеть литературным языком? Я учусь на экономическом, но задумываюсь, может, пойти на литераторский?
              Денис, Россия
       Никакой «литераторский» Вам не поможет. Научить писать – невозможно. Можно только научиться. Научить себя. И способ есть только один: писать, писать и писать. Есть у Вас талант, – со временем (страниц через 100) начнет получаться. Нет таланта, – извините. Только начинайте с рассказов. Романы будете писать потом. If any.

       Здравствуйте, Борис Натанович! Безмерно благодарен Вам за ту доброту и мудрость, которые Вы умело вложили в Ваши книги. Мой вопрос касается литературного творчества. Скажите, пожалуйста, что является для Вас главным «мерилом качества» для собственного произведения – мнение простых читателей, критиков, авторитетов, чьё-то ещё? Менялись ли Ваши критерии со временем и как? Спасибо.
              Кирилл, Москва, Россия
       В конечном итоге, ни то, ни другое, ни третье. Хотя и то, и другое, и третье – важно. Иногда – очень важно. Но «главное мерило качества» – собственная удовлетворенность (неудовлетворенность) от получившегося. «Ты сам свой высший суд». Насколько результат отличается от некоего мысленного образа, который всегда маячит где-то за горизонтом. Сильно отличается, – не удалось. Приближается, – молодца! «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»

       Борис Натанович, в списке любимых книг Вы упомянули «Семь дней в мае». Повлияла ли эта книга (или, возможно, снятый по ней фильм, в нём тема «да нам же никто не поверит» подчёркнута сильнее) на появление в Ваших книгах КОМКОНа-2?
       Просто сцена из «Жука в муравейнике», в которой Сикорски провозглашает «И слава богу, если окажется, что это была всего лишь флуктуация, и над нами будет хохотать весь мировой совет и все школяры впридачу» очень напоминает рассуждения Лимана: «And then where do I stand? A lunatic. A paranoiac. A screaming wild man with nothing to back him up because his proof is scattered over a mountain disappeared in an airport, or it's all part of delirium tremens of a dipso senator».
       Да и база, которую в советском переводе обозвали ОСКОСС, в оригинале звучит очень подходяще – ECOMCON...
              Тимофей Корякин, Томск, Россия
       Чисто случайные совпадения. Как говорится, «где имение, и где вода?». Романы ни в сюжете, ни в замысле не имеют ничего общего. Впрочем, возможен всегда так называемый импринтинг – неосознаваемые аллюзии. Но – вряд ли. Хотя «Семь дней в мае» я и сегодня люблю и все собираюсь перечитать.

       Уважаемый Борис Натанович!
       Перечитывая СОТ, я нашел очень интересный литературный прием, а именно: изменение размера героя в зависимости от контекста. Этим отмечены клоп Говорун («...посадил в спичечный коробок и велел сидеть тихо...», «Я под шумок схватил Говоруна за шиворот и коленом вышиб его вон...» и т.п.) и мегатойтис Спиридон («Когда я готовлюсь напасть на кашалота...», «Мы с Говоруном поднатужились, выволокли Спиридона из бассейна и свалили его в сено» и т.п.). Подобного приема в Ваших произведениях (да и в других тоже) я более не встречал. Расскажите, как была сделана находка сия?!
              Михаил Орлов, Москва, Россия
       Представления не имею! Просто залетело вдруг в голову и показалось забавным. Со всем более или менее новым всегда так: либо высасываешь из пальца, либо берешь с потолка, либо слышишь «голос внутренний».


Другие новые ответы БНС можно посмотреть на сайте АБС.
Tags: Оффлайн-интервью, Стругацкий Борис Натанович
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments