БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Categories:
  • Music:

О природе фантастического (0)


Прежде, чем вплотную заняться природой фантастического, предлагаю в качестве гипотезы версию того, как я понимаю соотношение отдельных конструкций языка и их семантической наполненности, то есть смысла, который мы вкладываем в отдельные слова и выражения. Гипотеза эта родилась в процессе изучения работы «Реальность мифа» (А.С.Бурштейн, В.И.Левит) и бесед с Аркадием Бурштейном в середине 80-х годов прошлого столетия.

Исходная позиция – соглашение о том, что существуют элементарные смысловые частицы, семы, которые содержат в себе квинтэссенцию какого-то понятия, явления, ощущения и т.п. Тогда любое слово, выражение, образ можно представить в виде набора элементарных сем, которые и определяют основной смысл этого выражения.


Интуитивно понятно, что набор сем для конкретного выражения может быть очень большим. В качестве примера возьмем простое слово «стол». Видимо, это слово несомненно содержит сему «стол» (как понятие определенной мебели), но этим его семантическая наполненность не ограничивается, потому что это слово явно или неявно содержит семы, родственные основной и связанные с ней парадигматическими и синтагматическими отношениями. (Не хочется углябляться в терминологию, поэтому для упрощения парадигматическими я буду считать отношения, в основе которых лежат ассоциации «вид – род», «часть – целое», «причина – следствие», а синтагматическими – те связи, которые возникают в контексте. Для слова «стол» парадигматическими, например, будут «мебель», «сиденье», «ломать», синтагматическими – «письменный», «для компьютера» и т.п.)

Собственно, главным для нашей цели является лишь то, что слово «стол» (как и любое другое слово) уже изначально содержит в себе довольно большое количество дополнительных сем. Набор этих дополнительных сем далеко не очевиден, равно как и их смысловая связь с основным словом. К примеру, слово «говядина» (и его основная сема), на первый взгляд, к «столу» не имеет никакого отношения. Для большинства тех, кто читает эти строки. Но вовсе не обязательно для всех без исключения. Для мясника, который чаще имеет дело не с письменным столом, а с разделочным, связь между «говядиной» и «столом» будет гораздо сильнее, нежели между словами «стол» и «компьютер».

Вообще говоря, сама гипотеза основной семантической проблемы заключается в следующих постулатах:

1. Каждое слово содержит в себе ВСЕ без исключения семы, существующие в языке.

Это следует хотя бы из того, что существует возможность построить такую фразу, которая свяжет синтагматикой ЛЮБЫЕ два слова и обеспечит проникновение основных сем этих слов друг в друга.

2. Весовое содержание отдельных сем в конкретном слове можно представить диаграммой, при этом ряд сем будет представлен значительной амплитудой, а весовой коэффициент большинства других сем будет исчезающе мал.

3. Весовая семантическая диаграмма – не есть что-то постоянное для конкретного индивидуума и может существенно меняться во времени, в зависимости от конкретики использования рассматриваемого слова.

4. Весовая семантическая диаграмма различна для разных индивидуумов.

5. Подобную диаграмму можно представить как для отдельного слова, так и для выражения, фразы, абзаца, произведения в целом.

О том, что вытекает из этих постулатов, в следующий раз...
Subscribe

  • Диктанты

    28 апреля я разместил текст Ещё из книги "Диктанты", но не объяснил, что это за диктанты такие. Извините. В 1970 году у Лемов гостил племянник…

  • Лем на вручении "Золотого жезла"

    В 2001 году Лему вручили премию Польского фрнда культуры и банка Миллениум "Золотой жезл". Фото Сергея Леончика

  • 100 злотых

    А была ещё вот такая денежка:

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Диктанты

    28 апреля я разместил текст Ещё из книги "Диктанты", но не объяснил, что это за диктанты такие. Извините. В 1970 году у Лемов гостил племянник…

  • Лем на вручении "Золотого жезла"

    В 2001 году Лему вручили премию Польского фрнда культуры и банка Миллениум "Золотой жезл". Фото Сергея Леончика

  • 100 злотых

    А была ещё вот такая денежка: