БВИ (bvi) wrote,
БВИ
bvi

Голос жителя Земли


Ну вот, кажется, нужное слово и найдено. Информация -- ключевое слово ко всему творчеству Станислава Лема. Еще будучи студентом второго курса Львовского государственного медицинского института, Лем написал работу под названием "Теория функций мозга". Труда этого никто не видел, но интерес ко всему, связанному с теорией информации в широком смысле этого понятия, писатель сохранил на всю жизнь. Лженаука кибернетика -- "продажная девка империализма" -- в сталинские времена была запрещенной дисциплиной и в Польше, и даже в 1955 году, когда "Магелланово облако" вышло книгой, автору пришлось использовать термин "механоэвристика". Но этот "эвфемизм" сути не менял.

Скоренько пробежимся хотя бы по крупным произведениям писателя.

"Астронавты": завязка романа -- раскодирование найденного в районе Подкаменной Тунгуски "Отчета" инопланетян -- намагниченной стальной проволоки длиной в пять километров.

"Магелланово облако": гимн во славу трионов -- устройств запоминания информации на кристаллах кварца.

"Звездные дневники Ийона Тихого": запись резервов (информационной сущности живого организма) на Интеропии; атомограммы (примерно то же самое) на планете бжутов; кодирование праатома, из которого должен возникнуть гармоничный Космос; улучшение земной истории в ТЕОГИПГИПе с помощью передачи информации из будущего.

"Эдем": прокрустика -- информационное управление обществом.

"Возвращение со звезд": дворец Мерлина -- фантоматическая иллюзия достоверности происходящего.

"Солярис": создание океаном фантомов, порождение разбуженной совести исследователей-соляристов.

"Кибериада": Электрибальд Трурля, выдающий лирическую информацию; Демон Второго Рода, заваливший разбойника Мордона потоком бесконечных историй; бюрократическая машина Трурля, победившая злющую комету-ракету с помощью бесчисленных запросов и справок; аппарат обмена разумов, приглянувшийся королю Балериону.

"Глас Господа" ("Голос неба"): попытка расшифровки космического послания.

"Маска": проблема автодескрипции конечного автомата (полного самопознания им своих психических процессов).

"Профессор А.Доньда": цепная реакция при информационном взрыве и превращение информации в материю.

"Футурологический конгресс": иллюзии под воздействием галлюциногенов и использование этого явления для управления обществом (химиократия).

"Осмотр на месте": создание этикосферы, состоящей из микроскопических компьютеров (быстров), рассеянных в атмосфере и способных предотвратить любое насилие.

"Мир на Земле": раздвоение сознания Ийона Тихого...

В основе всех романов о неудавшихся контактах землян с инопланетными цивилизациями ("Эдем", "Солярис", "Непобедимый", "Фиаско") лежит трагическое (прежде всего для землян) непонимание друг друга -- невозможность найти общий язык для взаимной передачи информации, выработать общие понятия, прежде всего из-за громаднейших отличий в возникновении и образе существования этих цивилизаций от нашей.

Полноправными героями большинства произведений Лема являются роботы и компьютеры, иногда ведущие себя почти как люди (например, конструкторы Трурль и Клапауциус в "Кибериаде"), а иногда отстоящие от человека, их создавшего, столь далеко, что даже общение с ними практически становится невозможным (так высится в интеллектуальном отношении одинокий ГОЛЕМ, бесконечно далеко ушедший от нас в своем развитии).

Впрочем, ограничивать научные интересы Лема только кибернетикой и информатикой нет никаких оснований. Его занимает широчайший круг научных дисциплин, как традиционных, так и появившихся в самые последние десятилетия. Более того, интересы Лема лежат преимущественно на стыке наук, ибо именно там высекается самое новое и любопытное. Лем и сам изобрел несколько новых дисциплин: ведь та же "механоэвристика" -- это не просто замена неугодного термина, а скорее попытка обозначить новое направление в научном поиске. Профессор Троттельрайнер, герой "Футурологического конгресса", специализируется, например, в лингвистической прогностике -- это "что-то вроде языкового предсказания будущего". А профессор Доньда стал основателем сварнетики -- "стохастической проверки автоматизированных правил наведения злых чар". И так далее. Огромен интерес Лема к самым различным биологическим наукам -- ведь его персонажи, если они не роботы, -- живые существа, земные или инопланетные, и подчиняются законам, которые эти науки как раз и изучают. Неслучайно пристрастие Лема к дисциплинам, начинающимся со слова "астро-": действие многих его произведений разворачивается в космосе или на других планетах, а главные герои -- звездолетчики (Пиркс, Ийон Тихий, Эл Брегг, американский астронавт в повести "Насморк"). Наконец, гуманитарные науки: история, литературоведение, социология, философия (как известно, буквальный перевод этого названия -- "любовь к мудрости"; в таком случае Лема можно считать "философом в квадрате" -- как ученого, представителя этой науки и, возможно, даже основателя новой школы, так и в обобщенном смысле, "любителя мудрости" вообще).

Наверное, потому не случаен и обратный интерес ученых к творчеству Лема. Известно, какой теплый прием устраивали писателю деятели науки во время его приездов в Советский Союз в шестидесятые годы. Лемовские произведения цитируются во множестве научных и популярных статей. Литературовед Константин Рублев, анализируя увеличение числа различных ссылок на братьев Стругацких в массовой печати в последнее время, пришел к выводу, что это результат переворота в общественном сознании: нещадно критикуемые в период застоя писатели ныне становятся источником _авторитетных суждений_. Так вот, Станислав Лем в среде научных сотрудников давно уже выполняет ту же миссию: отсылки к его книгам используются как подтверждение авторитетности цитирующего автора статьи. (Между прочим, среди ученых вообще высоко оцениваются те публикации, которые затем часто цитируются, -- это показатель нового или основополагающего в науке; на Западе существуют даже специальные указатели цитируемых авторов в той или иной отрасли). Во время написания этого предисловия почта принесла 2-й номер журнала "Химия и жизнь" за 1992 год, в котором, в частности, обнаружились ссылки на Лема в трех материалах на самые различные темы:

-- в заметке о неразберихе с декретным временем в нашей стране ("Ну как тут не вспомнить слова Станислава Лема: "Миром правит идиотизм");

-- три эпиграфа к статье о крупной пресноводной амебе пеломиксе (этапы изучения которой автор иллюстрирует цитатами из романа "Солярис");

-- наконец, имя Лема привлекается для подтверждения возможности ученого заниматься на досуге "не совсем серьезными" делами (речь идет о статье под названием "Принципы семиотической термодинамики" -- вполне в духе Лема) и учреждения нового жанра -- "научная фантазия" ("Этот жанр, широко известный благодаря трудам С.Лема, не следует путать с научной фантастикой, в которой столь же плодотворно работает Лем. "Солярис" -- это научная фантастика, а "История битической литературы" -- это научная фантазия").

Конечно, это частный пример, но он, как в капле воды, отражает весьма характерные аспекты взаимоотношений писателя и научных работников.

А сколько мельчайших находок, связанных с наукой, техникой, изобретательством, рассыпано по всем книгам Лема, каждая из которых -- следствие тщательно продуманной и скрупулезно выписанной проблемы. Многие описания таких проблем -- готовое техническое задание для лабораторий настоящего и будущего, и можно быть уверенным, что большинство из них в той или иной степени будут осуществлены, если, конечно, род человеческий не прекратит свое существование вследствие какой-нибудь преступной оплошности или идиотизма. Было бы крайне полезно и любопытно составить подробнейшее описание таких микро- и макроизобретений Станислава Лема, дабы использовать его в качестве практического пособия для постановки задач научно-исследовательским коллективам, и вполне возможно, что какие-нибудь расторопные американцы или дотошные японцы, знающие цену оригинальным идеям, этим уже занимаются. Недавно в "Комсомольской правде" промелькнуло сообщение о создании в США первых компьютерных систем под условным названием "настоящая действительность", которые работают по принципу фантомата, описанного Лемом в "Сумме технологии". Однако подробный анализ научно-технических проблем, поставленных фантастом, занял бы слишком много места, да это и не входит в функции короткого предисловия к сочинениям писателя.
Subscribe

  • Павел Амнуэль

    Сегодня исполняется 77 лет со дня рождения Песаха /Павла/ Рафаэловича Амнуэля, замечательного писателя и учёного. Среди прочего, написанного…

  • Про год 2020

    Павел Амнуэль подводит итоги года: https://youtu.be/VFFMqglZOGY

  • Поздравляем Павла Амнуэля!!!

    С Днём Рождения, дорогой! Мини-интервью именинника: Чем запомнился прошедший год? Год как год. Бывали годы получше, бывали хуже, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments